Любовь к природе все чаще выражается у городских жителей в увлечении аквариумом. Наглядной иллюстрацией этого явилась первая Московская выставка декоративных рыб и растений, организованная в сентябре 1957 года.
Москвичи самых различных возрастов и профессий приняли участие в выставке. Они принесли в оранжереи университетского Ботанического сада своих заботливо выращенных питомцев и вместе с ними свою пытливую любовь к живому, свои наблюдения, свои, пусть маленькие, но радостные открытия.
Выставка была очень интересной. И не только потому, что на ней были собраны наиболее яркие, живописные водные обитатели разных концов Земли. Особую привлекательность придавала выставке вдумчивая работа натуралистов, вложенная в каждый экспонат. За стеклянными берегами аквариумов были созданы сложные и красивые модели естественных водоемов.
Трудно, наверное, найти человека, которого не поразила, не удивила бы красота южноамериканской рыбки красного серпаса. Но разве менее поразительно то, что перегруженный работой человек, доцент физики В.М.Маранчак, сумел разобраться в сложной биологии этой рыбки и, пройдя через множество неудач, научился разводить ее в аквариуме. Нелегко это было: потребовались многочисленные опыты и анализы.
Но не только красных серпасов впервые в СССР развел Маранчак. Он проложил первую трудную тропку к разведению тернеций, нанностомусов и многих других рыбок.
А не замечательно разве то, что, возвратившись ночью после спектакля, народный артист СССР С.В.Образцов спешил к аквариумам: хорошо ли чувствуют себя бесчисленные потомки цихлазомы мееки, не нужно ли подбросить корма, не заболел ли какой-нибудь из мальков? Нелегкое дело вырастить в комнате тысячу прожорливых рыбок и, право же, кажется, будто в огненной чешуе угрюмых красавцев, расселившихся с легкой руки Сергея Владимировича чуть ли не по всему Советскому Союзу, светится не только огонь природной окраски, но и романтика познания живого, заставлявшая любителя проводить возле своих питомцев бессонные ночи.
Прогулка по выставке напоминала кругосветное путешествие. Вот маленький прудишко, подобный естественным водоемам индийских джунглей. Бескрайними кажутся леса зелено-красных криптокорин, прячутся в них синие бойцевые рыбки и радужно раскрашенные лялиусы, а у поверхности – "хозяин" водоема – голубой гурами. Он строит из пены гнездо и, стремясь к продолжению своего "гурамьего" рода, готов биться насмерть с любым противником. А рядом, в двух шагах, озерко Южной Америки. Сочная зелень эхинодорусов и людвигий создает помехи для быстрого плавания стаек различных рыбешек. Смотришь и забываешь порой, что все это спрятано внутрь стеклянного ящика человеком...
Выставка была очень представительной в биологическом отношении. Свыше ста видов и пород декоративных рыб, около шестидесяти видов комнатных водных растений – таким разнообразием экспонатов не может похвастаться ни одна другая выставка аквариумов в СССР. Неоны и грацилисы, пецилобриконы и орнатусы, нанностомусы, рубропиннис, стеклянный окунь, цихлазома мееки, гемиграммус оцеллифер, хромис бульти, пельматохромис крибензис, афиосемион мультиколор, три новых породы плятипецилий, новая порода моллиенизий, новые гирардинусы, "небесное око", – это перечень новинок любителю аквариума скажет о многом. Жаль, что выставка не полностью отразила разнообразие имеющихся в Москве аквариумных рыб. Добрый десяток видов на выставку не попал. В этом виновны не только устроители, но и Московский зоокомбинат, рыборазводни которого, по непонятным причинам, не захотели показать москвичам своей продукции.
Немало страниц можно было бы написать о московских породах гуппи. Рыбку эту издавна любят в Москве, выведением новых пород и линий десятилетиями занимаются опытнейшие любители.
Разнообразие пород гуппи в Москве шире, чем было представлено на Всемирном конкурсе в Берлине летом прошлого года. В Москве есть замечательная порода – московская длинноплавничная, которую не смогли создать аквариумисты ни одной другой страны. И, право же, очень обидно, что на Московской выставке было лишь три чистокровных самца этой породы. Плохо были показаны и другие формы гуппи: рыбки экспонировались в соседстве с другими крупными видами и не производили впечатления.
Московский зоопарк и кафедра зоологии Тимирязевской сельскохозяйственной академии показали далеко не все, что у них есть, однако выставленные ими экспонаты удачно заполняли имевшиеся на выставке пробелы: обе организации экспонировали редкие виды и были награждены дипломами первой степени.
Выставка продемонстрировала успехи аквариумистов-селекционеров. Всегда было много посетителей возле аквариумов Н.А.Васильева. Многие годы кропотливого труда этого старейшего любителя привели к созданию трех новых пород плятипецилий: черно-мраморной, мраморной бабочки и зеркальной. А рядом с этими стандартными уже породами экспонировались "породы будущего": ситцевые меченосцы, красно-мраморные, чернохвостые пецилии, гуппи, совмещающие признаки длинноплавничных гуппи с вуалевым хвостом. Васильев упорно работает над стандартизацией и совершенствованием этих рыбок и, нет сомнения, его ждет успех.
Привлекала внимание посетителей моллиенизия московская – новая порода, выведенная Г.И.Кретовым. Отдаленное скрещивание между моллиенизией велиферой и черной молли с последующим тщательным отбором в течение нескольких лет – таков путь, которым привел на выставку своих бархатно-черных рыбок с большими спинными плавниками Григорий Иванович.
В последние годы в аквариумах любителей рядом с красочными представителями тропиков поселились многие, очень интересные в декоративном отношении, рыбы наших вод, особенно представители дальневосточной фауны. Хищные ротаны и змееголовы, грациозные сомики – малые касатки и многие другие – все они пользуются у знатоков большой любовью. Однако на выставке экспонировался лишь один вид касаток. Здесь уж, несомненно, вина лежит на устроителях: показать дальневосточные, виды было не так уж сложно.
Были на выставке и другие недостатки: плохо продуман этикетаж, очень однообразны были аквариумы, не была показана техника (фильтры, воздуховодные приборы, терморегуляторы и другое аквариумное оборудование). Все это московские любители должны учесть с тем, чтобы выставку 1958г. сделать еще более интересной.