Juudochromis dickfeldi (Staeck, 1975) населяет скальные биотопы знаменитого африканского озера Танганьика. Впервые был завезен в СССР в 1976г., но тогда развести его не удалось.
В октябре 1982г., приехав а ГДР по служебным делам, я попытался приобрести в зоомагазинах заветных юлидохромисов. Но - увы! - мои поиски не увенчались успехом: юлидохромис Дикфельда оказался большой редкостью. И только благодаря помощи немецких аквариумистов мне все же удалось стать обладателем семи мальков.
По форме тела рыбки очень похожи на Julidochromis ornatus, с которым советские аквариумисты давно знакомы, но по расцветке они резко отличаются от него. К тому же Jul.dickfeldi несколько крупнее (см. "РиР" #10, 1981г.). Его торпедообразное тело серовато-желтого цвета, плавники усеяны множеством голубых блесток, из-за чего, вероятно, рыбка получила прозвище "перламутровый юлидохромис".
Привезенных мальков я посадил в 50-литровый аквариум. Предварительно засыпал дно мелким гравием, а в двух противоположных углах поставил вверх дном по цветочному горшку с выломанным в стенке "входом"; тут же положил несколько черепков. Так поступал известный аквариумист ГДР А.Брюльмайер при первых случаях разведения юлидохромисов.
Жесткость воды была 14°, рН 7.8. Фильтрация происходила через поролоновый фильтр. Над аквариумом я установил лампу накаливания мощностью 15Вт. Температура была постоянной - 26°С.
Теперь оставалось терпеливо ждать, когда рыбки подрастут и будут нереститься. Еженедельно трубочкой я собирал грязь вместе с водой (но не более 10л) и добавлял свежую отстоянную воду.
К восьмимесячному возрасту юлидохромисы стали заметно активнее, и однажды я увидел пару, которая заняла один из углов аквариума. Остальные рыбки, как мухи, сидели на боковых стеклах, ближе к поверхности, и не изъявляли ни малейшего желания опуститься на дно. Видимо, они еще не созрели. Итак, мои надежды, что в двух углах аквариума будут нереститься две пары, не оправдались. Я аккуратно выловил остальных рыб и пересадил их в другой водоем, оставив "молодоженов" наедине.
Первого нереста я не заметил. Можно было лишь догадываться о нем по поведению моих питомцев: самец постоянно сидел в горшке, высунув мордочку из отверстия (ну прямо скворец в скворешнике!), самка же активно плавала по аквариуму и совалась в каждую щель, высматривая, нет ли какой опасности.
И вот, заглянув в очередной раз в аквариум, я увидел восемь крошечных (не более 3 мм) мальков, которые ползали по черепкам, видимо, в поисках пищи. Я сразу же дал им заранее выведенную артемию, которую они принялись охотно есть. Родители же зорко следили за ними.
Росли мальки быстро. Окраска у них была такая же, как у родителей, но светлее. Через две недели неожиданно для себя, я увидел ползающих по горшку новых мальков. Еще через две недели снова появились мальки и т.д. Всего удалось получить 15-18 мальков.
Замечу, что вскоре после третьего нереста "семейная идиллия" была нарушена. Подросшие первенцы стали гоняться за своими младшими братьями, а на них самих с ожесточением набрасывались родители, отгоняя от малышей. Только после того, как я выловил подросших мальков, в аквариуме восстановился мир.
Не все гладко проходило в семейной жизни супругов. Дважды я наблюдал ссоры между ними. Самка так избивала самца, что он вынужден был прятаться от нее в противоположном углу или за фильтром. С большим трудом я удержал себя от того, чтобы не пересадить его в другой аквариум, интуитивно чувствуя, что они помирятся. К моей радости, так оно и случилось. Сейчас рыбки живут в полном мире и согласии и дают потомство.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить коллегу из ГДР И.Корманна за помощь оказанную в приобретении этих редких и занимательных цихлид.