Многие годы среди любителей аквариума ходят разного рода романтические и загадочные легенды. Например, о том, что Aponogeton madagascariensis (увирандра) – аквариумное растение, и в Чехословакии растет у любителя в аквариуме без дополнительного искусственного света, но цветет каждое лето и дает семена. Нечто подобное говорят и о криптокоринах С.longicauda, С.purpurea, С. thwal-tesii, о которых не один десяток лет мечтают многие любители аквариума, но до сих пор еще никто не освоил их ни в содержании, ни в разведении.
Еще одна легенда – о черном эхинодорусе. Относительно последнего ситуация как будто немного проясняется. Но все по порядку.
В 1967г. я первой книге д-ра К.Ратая было написано, что одно время черным эхинодорусом называли Е. parviflorus – очень популярное в то время растение, у которого наружная сторона копьевидного удлиненного листа покрыта сеткой ярких красно-коричневых жилок. Если принять во внимание, что лицевая поверхность листа достаточно темного цвета (более темного зхинодоруса у любителей тогда еще не было), то станет понятным и бытовое его название. И все же прекрасный Е. parviflorus – не черный зхинодорус.
А существует ли вообще "черный зхинодорус"? Мне кажется, да. Во всяком случае одно великолепное аквариумное растение по праву может так называться. На фоне многих нежных золотисто-зеленых аквариумных растений оно кажется черно-зеленым. Это – Е. portoalegrensis.
Много лет назад у меня появилось желание написать о том, что я знаю об одном прекрасном самом темном по цвету водном растении рода Echlnodorus. Но как это сделать, если я не знаю его правильного названия? Дело в том, что я получил этот зхинодорус от большого любителя аквариумных растений М.Д.Махлина, а ему прислали его в подарок в двух экземплярах с двумя разными названиями: Е. opacus и Е. rigidifolius. От обоих растений попали ко мне маленькие отросточки с названиями на этикетках. Поначалу они были просто микроскопическими, и ничего определенного о них невозможно было сказать. В то время это были аквариумные новинки и в Европе, и у нас. И в литературе ничего нельзя было о них найти.
Когда растения выросли, обнаружилось их полное сходство, точнее, у них не было ни одного существенного морфологического различия. Посоветовавшись с М.Д.Махлиным, мы оставили растениям название Е. rigidifolius. Конечно, было досадно, что где-то произошла ошибка и наша аквариумистика пополнилась не двумя, а.только одним новым растением. Но каким именно? Этого тогда мы не знали. И так было до 1975 года.
Но вот д-р К.Ратай опубликовал материалы ревизии рода Echinodorus. В ней нужных сведений об этих растениях было немного и установить по ним истину оказалось невозможно. Но самое неприятное заключалось в том, что в ревизии рода были даны признаки и рисунки обоих растений. Оказалось, что наш зхинодорус Е. "rigidifolius", пока он молодой (до года), похож на E.portoalegrensis, а затем ои становится как две капли воды похожим на Е. opacus. И некоторые аквариумисты, у которых были крупные экземпляры этого растения, не без основания стали называть его Е. opacus. Ничего не скажешь, Е. portoalegrensis; справа – молодое растение.
сложное положение. Прекрасному растению нужно было бы дать широкую дорогу в декоративные аквариумы любителей водных растений, а мы не знаем, как оно называется. Конечно, самое простое – приобрести оба эти растения и определить хотя бы одно из них. Много лет группа любителей, и я я том числе, пыталась это сделать, но безуспешно (возможно, потому, что оба растения были очень редкими аквариумными новинками).
И тогда возникло предположение: а что если одно из них... не существует в природе? Кое-кто стал уже подумывать, не ошибка ли это д-ра К.Ратая? Поверить трудно. Ревизия выполнялась на большом гербарном материале. Его собирали не один и не два специалиета-ботаника и не из одной страны. К тому же и в книге X.Мюльберга из ГДР, изданной несколько позже, приведены фотографии и Е. portoalegrensis и Е. opacus. Что же, и он ошибся?
И только много позже ситуация несколько прояснилась. В конце мая 1983 года в Москве проездом был опытнейший аквариумист из ЧССР Ян Харбих. Он много лет дружит с д-ром Карелом Ратаем, был близко знаком и с Любомиром Садилеком. Не без их помощи ей собрал крупнейшую личную коллекцию водных растений. Есть у него и трехлетний экземпляр Е. opacus. Наконец-то представилась возможность узнать о некоторых особенностях этого растения)
Е. opacus меньше ростом, чем Е. portoalegrensis. У него специфичная форма листовой пластины (такая же, как на рисунках и фотографиях в опубликованных материалах). В большой мере она сходна с формой листа молодого растения Е. portoalegrensis, если оно образовалось на цветоносном стебле в воздушной среде аквариума, и водного экземпляра взрослого растения. Но по цвету водные формы обоих растений существенно различаются. Оба они имеют темно-зеленую окраску, но она разная: Е. portoalegrensis намного темнее.
Вот когда стало что-то проясняться! Попытаемся представить себе, каков облик Е. portoalegrensis. Это, во-первых, самое жестколистное из всех имеющихся у наших аквариумистов растений рода Echinodorus. Одновременно оно самое темное (как молодое, так и взрослое). Но самое главное – оно имеет две формы подводного существования.
Молодое растение (5 – 7 листиков) несколько месяцев, иногда до 1 – 1,5 лет, имеет довольно узкие, ланцетовидные, очень жесткие листья, располагающиеся в горизонтальной плоскости. Молодой лист растет вверх, вертикально к поверхности дна, а затем ложится на грунт, и все листья лежат на грунте. Особенность его спирального листораcположения с углом расхождения около 144° такова, что в листовом цикле оказывается по 5 листьев, и, наблюдая растение сверху, мы обнаруживаем, что его 20 – 25 листьев располагаются почти один над другим в пяти направлениях, Оно лежит на грунте, как морская пятиконечная звезда.
Проходит один – полтора года. Эхинодорус увеличивает свою листовую поверхность, врастает в грунт, набирает силу и, как Антей, встает во весь рост над грунтом. Теперь растение – во второй своей форме, которая отличается от первой только цветом и жесткостью листьев. К началу второго года растение так изменяется, что это уже – "черный опакус". Его рост до 30см, число листьев – до 25 – 30. Они черешковые, одного цвета. Величина черешка 12 – 14см, длина листовой пластины – 14 – 16см, ширина – 9 – 11см. Форма листа почти яйцевидная. Пластина неровная, в плоскости она несимметрично волнообразно изогнута. В основании листовой пластины – угол 90°, на вершине – чуть более 60°, конец листовом пластины несколько заострен и отогнут "клювиком" вниз. Продольные жилки хорошо видны. Они чуть светлее листовой пластины, на лицевой стороне слегка утоплены, на обратной – выступают и заметны на ощупь. Всего их семь. Все они выходят из одной точки в основании листовой пластины. Из них три главных сходятся в вершине, две выходят на край листа на расстоянии 1/3 от вершины и еще две – на расстоянии 1/3 от основания листа. Сечение листового черешка близко к круглому. Вот в этой, второй фазе развития, а точнее, пожалуй, во второй форме растение очень похоже на Е.opacus. Вот почему молодое растение определяли как Е.portoalegrensis, а взрослое как Е.opacus. Приятной и полезной отличительной особенностью растения является то, что у него нет плавающих листьев и не удлиняется черешок в зависимости от условий среды.
Как и все зхинодорусы, Е.portoalegrensis имеет укороченный, весьма жесткий стебель; листья на нем располагаются, как у большинства травянистых розеточных многолетников, очень близко.
Размножается растение редко. Московский аквариумист В.М.Лысенков дважды наблюдал в условиях аквариума формирование цветоносных стеблей. Первый раз цветонос был длиной 35 – 40см с восемью-девятью междоузлиями, расположенными очень близко; примерно через 2см в каждом из них выросло по три новых растеньица. Цветки не развивались, и цветения не было. В это время растению было примерно полтора года. Впоследствии, после пересадки, повторно сформировались два менее крупных цветоноса и также появились молодые растения.
Описываемый зхинодорус весьма неприхотлив и хорошо уживается с любыми растениями. Благодаря отсутствию плавающих листьев оно хорошо переносит избыточное освещение в аквариуме с богатым грунтом. Так как растение немноголистное (по сравнению с другими зхинодорусами), а листья живут долго, можно сделать вывод, что растут они не очень быстро; обычно новый лист появляется через 2 – 3 недели. Как и все жестколистные водные растения, Е.portoalegrensis "не по зубам" улиткам и травоядным рыбам. Несмотря на то, что растение неплохо себя чувствует в старых аквариумах, нужно следить за тем, чтобы вода не была слишком "богатой", так как в этих условиях могут развиться водоросли разных видов, которые поселяются на поверхности старых листьев.
Е. portoalegrensis очень декоративен и может украсить любой аквариум. Его следует помещать на среднем плане. Он не очень многолистен и, поскольку находящиеся за ним растения хорошо просматриваются, желательно, чтобы они были светло-зеленого цвета (Е.maior, Е.berteroi, Е.bleheri, Е.intermedius, Е.sellovianus и др.). На таком фоне Е.portoalegrensis будет выглядеть черно-зеленым, как и положено "черному зхинодорусу".
В нижней половине, на уровне черешков листьев, взрослое растение достаточно "прозрачно", то есть хорошо просматривается. Это и не розетка, как у Е.scaber или Е.muricatus, и не подводные джунгли типа Е.horemanii или Е.africanus. Поэтому хорошо подсадить под взрослый Е.portoalegrensis что-нибудь некрупное, контрастное по цвету и форме, например Cryptocorine nevilli, С. ucens, С.lingua, Е.quadricostatus, Е.schlueieri, Е.tenellus, Anubias barteri var. nana и др. Это мелкие растения светло-зеленого цвета.
В статье приведена таблица, в которой указаны некоторые особенности обоих зхинодорусов секции II Portoalegrensis. Сейчас они достоверно известны лишь для одного из растений. Видимо, впоследствии таблица будет уточнена.
Таким образом, тайна черного зхинодоруса как будто бы прояснилась. Но есть еще один вопрос, на который пока нет ответа: что за растение Е. "michaeli", о котором когда-то рассказывал М.Д.Махлин? Пятнадцать лет назад он – единственный из наших аквариумистов – увидел этот эхинодорус в первый и в последний раз. А ведь это растение красно-коричневого цвета тоже могло бы претендовать на звание черного эхинодоруса.