Осенью 1981г. ко мне попала молодая пара гурами необычной окраски рыбки были серебристого цвета. Точного названия их я не знал. Было известно только что они назывались "лунными". Позднее их удалось определить – Trichogaster microlepis. Родом они из водоемов Таиланда и Кампучии.
Временно мне пришлось поместить рыб в небольшой перенаселенный аквариум а через месяц я перевел их в общий – емкостью около 500 л Вода была водопроводная жесткость 8 – 9° рН 7,1 – 7,3 температура 25 – 26°С Почти ежедневно подменивалась часть воды, работал мощный фильтр.
Основную часть рациона рыб составлял мотыль реже коретра, дафния, трубочник. Временами они общипывали обрастания на кустах больбитиса.
К январю самка подросла и округлилась К этому времени длина самца была 10 – 12см, самки – около 10.
Тело рыб отливало нежным серебристо голубоватым цветом на фоне которого выделялись оранжево черные глаза. По корпусу проходила еле заметная темная полоса, которую особенно хорошо было видно в момент испуга рыб. Своеобразно загнутый кверху рот наводил на мысль о том, что в природе рыбы кормятся в верхних слоях воды. У самца вдоль анального плавника проходила бледно оранжевая полоса. Нитеподобные брюшные плавники – у самца оранжевые, у самки белые – поражали своей длиной: они были на несколько сантиметров длиннее тела.
Несмотря на то, что самец часто преследовал самку, никаких приготовлении к нересту он не делал.
В начале февраля я отсадил их в отдельный аквариум размером 750х500х450см. Температура воды в нерестилище была 28°С. В него я поместил большой куст больбитиса. Около недели рыбки были пугливы, но вскоре самка, а затем и самец освоились и стали брать корм. Дней через 10 – 12 самец начал строить гнездо из риччии прямо под лампой дневного света, висевшей над аквариумом. Я решил немного передвинуть лампу, но вскоре обнаружил, что гнездо опять переместилось под лампу. Видимо, яркий свет чем-то привлекал внимание заботливого родителя.
Наконец, вечером 12 февраля рыбы начали нереститься. Самка подплывала к самцу и становилась перпендикулярно и несколько выше его. Затем самец складывался пополам и обхватывал самку. Рыбки резко опрокидывались вперх брюшком, и самка выметывала струйкой икру. Как правило нерест происходил около гнезда. Мелкая прозрачная икра всплывала на поверхность воды. Самец тут же прогонял самку, собирал плавающие икринки и выплевывал их в гнездо. Интервалы между икрометаниями вначале составляли 5 – 10 мин затем увеличились. Так продолжалось в течение трех часов.
После завершения нереста я удалил самку из аквариума. За икрой ухаживал самец. Он постоянно что-то поправлял в гнезде и старался поместить икринки на самый верх.
На третий день появились личинки. Еще через день они начали расплываться по всему аквариуму. Самец уже не так активно ухаживал за потомством и вскоре был высажен из аквариума.
Стоял февраль, "живой пыли" в водоемах было очень мало. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы обеспечить мальков кормом. Росли они медленно и только дней через 10 стали брать артемию. Когда мальки подросли настолько, что начали ловить мелких циклопов, за них можно было уже не бояться. Всего удалось выкормить около сотни мальков.
Итак, в отечественной коллекции гурами прибавился еще один вид.