Снаружи он ничем не примечателен, этот обычный для окраины. Ростова дом. Такой же, как все соседние дома. Но войдите во двор, и вы неожиданно попадете в совершенно особый мир. Под открытым небом стоят ванны с золотыми рыбками – величавыми кометами, степенными вуалехвостами, пестрыми шубункинами. А рядом – аквариумы. В одних роятся полосатые "данюшки", в других – носятся взад и вперед красные, черные, пестрые меченосцы. В глубине двора – небольшой вольер с яркими птичками, оглашающими пением весь двор. На изящной клумбе – яркие южные цветы.
Хозяин этого дома – один из старейших ростовских аквариумистов Иван Иванович Морозов.
По профессии Морозов – инженер-гидростроитель. Он проектировал первые рыбоводные хозяйства на Дону, создавал первые опытные рыбхозы, строил Рогожкинский осетровый завод, Кулешовское, Узякское, Багаевское, Аксайское, Сусатско-Донское рыбоводные хозяйства, Чернореченское форелевое хозяйство в Абхазии, товарное карповое хозяйство в Октемберянском районе Армянской ССР и многие другие рыбхозы.
Морозов выбрал профессию не случайно, и, конечно, увлечение аквариумом сыграло в этом не последнюю роль.
Родился и вырос он на Дону. Мальчик любил бродить по берегу реки, наблюдая за жизнью ее обитателей. Если случалось выловить маленьких рыбешек, расселял их по банкам и часами просиживал около своих питомцев, изучая повадки степенных карасиков, веселых красноперок, шустрых верховок.
Сколько было радости, когда мальчику подарили аквариум! Но тут же пришлось испытать и огорчение: аквариум протекал. Увидев заплаканные глаза сына, отец посоветовал: "Прочисть как следует пазы, возьми олифу, смешай ее с мелом и хорошо законопать все щели. Недели через две все просохнет, и у тебя будет отличный аквариум".
Все было сделано своими руками, и на всю жизнь это стало обязательным правилом.
Первые обитатели аквариума – пара золотых рыбок и пара гирардинусов – хорошо освоились в новом доме. К ним были подсажены караси, красноперки, верховки. Но хотелось иметь новых, еще не знакомых питомцев. Вот тогда-то и начались "путешествия" по Ростову. Мальчик ходил по улицам и, если видел у кого-нибудь аквариум с рыбками, преодолев робость, просил разрешения посмотреть их. Не все впускали его в дом, но иногда все же везло.. Случалось, что после увлекательного разговора об аквариуме, хозяева дарили мальчику рыб и договаривались с ним об обмене. Другого способа пополнять коллекцию у него не было.
После окончания школы Морозов стал работать землекопом на строительстве дороги Ростов – Батайск. Работа тяжелая, основной "инструмент" – лопата, носилки, тачка.. Часть дороги проходила в пойме Дона. Копнешь лопатой несколько раз, и из-под земли начинает проступать вода.
Вот тогда-то у Морозова родилось первое инженерное решение: с помощью системы специальных отводных каналов и защитной насыпной земляной дамбы отвести от рабочего участка трассы строящейся дороги грунтовые воды. Благодаря этому рационализаторскому предложению уровень грунтовых вод удалось снизить почти в семь раз.
Нелегка жизнь строителя, а строителя-дорожника – особенно. Отъезды, приезды, снова отъезды. А дома – аквариумы с рыбами, которым необходимы постоянные забота и внимание. Трудно приходилось Морозову в те годы, но своих питомцев он не забывал. Мало того, из каждой поездки он старался привезти какую-нибудь новинку для аквариума. Позже его верным помощником стала жена – Мария Андреевна. Не было случая, чтобы в отсутствие Ивана Ивановича заболела или погибла какая-нибудь рыбка. Мария Андреевна всегда оставалась заботливой "няней" для своих подопечных.
Когда Морозов закойчил институт и получил специальность инженера-гидростроителя, знания и опыт аквариумиста помогли ему в его основной работе.
В годы строительства Рогожкинского рыбоводного хозяйства Ивану Ивановичу довелось работать с А.И.Ершовым – замечательным ихтиологом-энтузиастом, ратовавшим за создание рыбхозов на Дону. Этот увлеченный человек послужил прообразом профессора Щетинина в романе Виталия Закруткина "Плавучая станица". Профессор Щетинин – страстный мечтатель. Как жизнеутверждающе звучат его слова: "Мы преображаем лик земли и воды и повелеваем ими на благо человека". Этой же идеей был одержим и Ершов. Многое из того, что было задумано ученым, Морозов воплотил в жизнь. За достигнутые успехи в проектировании и строительстве рыбоводных хозяйств, рыбозаводов, рыбокомбинатов, холодильников и других инженерных сооружений он был награжден Почетной грамотой ЦК Профсоюза пищевой промышленности.
Большая занятость не помешала Ивану Ивановичу постоянно поддерживать связи со многими аквариумистами страны. Бывая по делам службы в Москве, он часто встречался с одним из первых организаторов ихтиологического отдела Московского зоопарка профессором Семеном Александровичем Сидоровым. В знак признательности и уважения Сидоров подарил ему свою книгу "Аквариум и его заселение".
Когда Иван Иванович увлекся карпозубыми, известный ленинградский аквариумист Николай Николаевич Журавлев привез ему в подарок икру нотобранхиуса гюнтери.
Занимался Морозов и селекционной работой с живородящими – меченосцами, пецилиями, моллиенезиями, гуппи. Вместе с другими ростовскими аквариумистами он вывел интересную форму "петушковых" пецилий – черных с красными хвостами. Ему удалось восстановить славу московских телескопов черной бархатной окраски, которые были популярны в России еще до революции и весьма высоко ценились во всем мире.
Иван Иванович не только принимал активное участие в различных аквариумных выставках, но неоднократно был их организатором. За успехи в аквариумистике он награждался многочисленными грамотами и дипломами. Газета "Вечерний Ростов" после одной из таких выставок писала: "Аквариумисты России познакомились с живородящими рыбами в 1898 году: в аквариумах появились гирардинусы. С тех пор они у многих перевелись, стали редкостью. Ростовчанин инженер-гидростроитель И.И.Морозов сохранил гирардинусов в своей коллекции".
Неверно было бы думать, что интересы Ивана Ивановича ограничиваются только аквариумом. У него огромная библиотека, где имеются книги по астрономии, криминалистике, судебной психиатрии, биологии, собрания сочинений русской и зарубежной классики; здесь же много технических книг, книг по музыке и, конечно же, по аквариумистике.
Морозов большой любитель экзотических цветов. Каких только диковинных растений у него нет! Среди них – коллекция узамбарских фиалок, элегантный луиоцвет, распускающийся вечером в один и тот же час.
И еще одно увлечение Морозова – музыка. Я не знаю, когда у него появилась скрипка, но без нее и без пюпитра с нотами теперь уже трудно представить его комнату.
...Каждый раз, приезжая в Ростов, я спешу в этот дом на тихой улице. И когда в ответ на мой звонок слышатся неспешные шаги и позвякивание ключа в замке, я всегда испытываю чувство радости; сейчас я увижу Ивана Ивановича и попаду в удивительный мир красоты, созданный его руками.