Приходилось ли вам сталкиваться с тем, что рыбы, неоднократно нерестившиеся в вашем аквариуме, вдруг перестают давать потомство? Это могут быть и гуппи, и данио рерио, и огненный барбус, и другие. Лично меня разбираться в этом вопросе заставили гуппи.
Когда мои гуппи вдруг «закапризничали», я невольно вспомнил условия, при которых эти рыбки безотказно плодились.
Теперь это трудно представить. В коммунальной квартире одна маленькая комната на семью из трех человек. Два небольших аквариума (литров по 20—30) — один у окна, другой на окне — больше поставить некуда. Зимой в комнате всегда прохладно, но вода в аквариумах подогревается электрической лампочкой только в случае крайней необходимости. Основной корм — сушеные дафнии и циклопы. В одном аквариуме — рыбы нескольких видов; самцы, самки и молодь — все вместе.
Гуппи, конечно, были мелкие, но всегда плодились. Только зимой в аквариуме, стоящем на окне, мальки не появлялись. И еще вспоминаю: продолжительность жизни в те годы у гуппи была вдвое-втрое больше, чем теперь. И это при том, что вся семья летом выезжала на дачу, и рыб кормили не чаще одного раза в неделю сушеной дафнией.
Почему же теперь, когда мои гуппи ни в чем не испытывают недостатка и живут в тепличных условиях, некоторые из них прекращают размножаться? Выходит, я что-то им недодаю. Но что именно?
В книге М.Н.Ильина «Аквариумное рыбоводство» (1965) говорится о том, что причиной бесплодия рыб может быть ожирение внутренностей, ослабляющее организм и делающее его восприимчивым к инфекционным заболеваниям. Голодание же взрослых рыб даже в течение длительного времени, как правило, не приводит к отрицательным последствиям.
То же самое отмечает в своей монографии и К.Ф.Сорвачев (1982). Он пишет, что рыбы могут жить без пищи очень долго, и чем ниже температура воды, тем дольше. Треска при температуре воды 14°С выдерживает без пищи 78 дней, а при 9°С — 195 дней; карпы могут жить без пищи при температуре 16—17° полтора года, налим и лещ — до 250 дней, угри — до 2—3 лет.
Среди работ, посвященных изменениям полового цикла рыб в неблагоприятных для размножения условиях, выделяются многолетние исследования Б.В.Кошелева. В отличие от других авторов он уделяет большое внимание морфо-экологическим особенностям резорбционных процессов в яичниках рыб. Ученый делает важный для нас вывод: «Резорбционные процессы в половой железе, вызванные неблагоприятными и временными (выделено мною, — Ю.М.) изменениями условий существования особей, замедляют, но не нарушают в дальнейшем ритм функционирования половых желез, который восстанавливается при улучшении условий обитания самок» (Б.В.Кошелев, 1971).
Многие исследователи отмечают, что пока полностью не резорбируется икра, оставшаяся в организме самки от предыдущего нерестового периода (независимо от того, остаточная это икра после успешного нереста или оставшаяся невыметанной из-за отсутствия необходимых условий), новая порция икры не созреет. Организм обязательно должен освободиться от невыметанной. В подтверждение этого следует напомнить, что резорбция икры -наиболее изученный, но не единственный путь освобождения рыбы от невыметанной икры. Некоторые рыбы (окунь, карп и др.) способны выметать икру даже при отсутствии самца.
Резорбция икры внешне сводится к тому, что оболочки разрушаются и их содержимое соединяется в общую массу. По данным Н.С.Строганова (1962), она постепенно всасывается в кровь и поступает в общий обмен веществ организма. Естественно, чем больше накапливается невыметанной икры, тем дольше происходит ее резорбция и тем продолжительнее межнерестовые периоды.
Для аквариумиста, особенно занимающегося селекцией, восстановление плодовитости рыб, переставших размножаться, и получение по возможности большего числа поколений от лучших производителей имеют очень большое значение. Вот почему важно знать, что дегенерирующие икринки могут всасываться в кровь и усваиваться организмом, а после завершения этого процесса рыба может снова стать способной к размножению. Если набраться терпения, то, видимо, можно дождаться, когда плодовитость сама восстановится. Не исключено и другое: изменение условий жизни рыбы (повышение температуры воды, ограничение рациона и пр.) будет способствовать ускорению процесса резорбции.
С большим интересом прочитал я о голодании, к которому прибегают в животноводстве и птицеводстве для восстановления способности к размножению у крупного рогатого скота, кур, уток, гусей и индеек. В литературе я встречал сведения об успешных опытах по «омоложению» крыс и восстановлению их способности к размножению.
С.А.Аракелян (1973) отмечает, что куры перестают нестись, как только начинают жиреть, а похудевшие птицы снова начинают откладывать яйца. В результате применения на птицефабриках физиологически полезного голодания эксплуатационно -продуктивный возраст птицы увеличился в три-четыре раза. При этом их яйценоскость, содержание в яйцах витаминов А, В1, В12 и каротина, толщина скорлупы, оплодотворяемость яиц и выводимость цыплят оказались выше, чем в контроле.
Что же происходит в организме при голодании?
С.А.Аракелян, Ю.С.Николаев (1973), Н.М.Амосов (1987) и другие исследователи считают, что голодание нормализует биохимические процессы, способствует выведению ядов и шлаков, мобилизации сил сопротивления организма, омоложению тканей, автолизу патологических образований, улучшает пищеварение и кровообращение, дает органам тела физиологический покой. При голодании организм использует свои внутренние запасы и переходит на внутреннее (эндогенное) питание. Утилизируется прежде всего жировая и ослабленная, болезненно измененная ткань, а также имеющиеся в организме опухоли, отеки, и пр. При переходе на эндогенное питание организм расходует и сжигает не только накопленные им резервы но и шлаки обменного происхождения.
Но разве дегенерирующая икра не может быть отнесена к категории засоряющих организм шлаков? А если это шлаки, то чем ускорить их удаление из организма рыбы, как не голоданием?
Чтобы проверить свои предположения, я решил провести опыты на гуппи. Наиболее вероятными причинами дегенерации икры у моих рыб я счел содержание их при слишком высокой температуре, позднее спаривание, избыточное кормление. Для выяснения требовалась серия опытов, а такой возможности я не имел. Для меня было важнее сначала попытаться восстановить способность к размножению у группы виргинных и нескольких уже неоднократно нерестившихся самок. И те, и другие, находясь в течение трех-четырех месяцев в обществе весьма активных самцов, не приносили потомства.
Виргинные самки голодали два месяца, как мне казалось, почти до полного истощения: бока втянулись, пятна зрелости стали еле заметными. Контрольные рыбы выглядели нормально -они питались, как обычно. После окончания двухмесячной голодовки подопытные самки в течение недели получали корма меньше, чем нужно, а затем я стал кормить их по потребности и посадил к ним самцов. Спустя месяц -полтора все подопытные самки выметали мальков, а еще через месяц снова было получено потомство. К контрольным, нормально питавшимся самкам тоже были посажены самцы, но тут не удалось получить ни одного малька.
Самки, ранее приносившие потомство, голодали один месяц. Как и контрольные, они содержались вместе с самцами. Восстановительный период проводился так же, как у виргинных самок. Через месяц из трех подопытных рыб две дали потомство. От контрольных самок получить потомство не удалось.
Чтобы проверить, как голодание влияет на самцов, к ним после его окончания были подсажены две виргинные самки — от обеих было получено потомство.
Таким образом, голодание в течение одного-двух месяцев не только не вредит гуппи, а, наоборот, восстанавливает их способность к размножению. Интересно следующее. Перед началом голодания у всех подопытных самцов были подрезаны хвостовые плавники. За время голодовки плавники отросли до прежних размеров. В течение всего периода голодания самцы очень энергично ухаживали за самками.
И еще один момент, на котором следует остановиться. Как я уже говорил, было время до войны и в первые послевоенные годы, когда я держал гуппи в тесноте, голоде и холоде. Росли они плохо, а жили долго и размножались безотказно, но только летом. В монографии X.Г.Петцольда (1967) говорится, что гуппи может жить при температуре от 10 до 36°С и даже при 5°С. Если же обратиться к работам Н.Ф.Золотницкого (1916), А.В.Молчанова (1948), М.А.Пешкова (1959) и др., то можно увидеть, что раньше гуппи разводили при значительно более низких температурах, чем теперь.
Все это навело меня на мысль, что по возможности и не в ущерб селекционной работе производителей и «ремонт» (кандидаты в производители — взрослые самцы и самки) следует содержать при низких температурах (16-20°С). В моей квартире это возможно только зимой, если держать аквариум на подоконнике. Не один год я содержу в таких условиях несколько самцов и самок. Зимой они едят очень мало и не размножаются, а летом самки приносят по два-три помета. Самцы в течение нескольких лет тоже не теряют способности к размножению. Самые старые самец и самка, которые дали потомство, достигли шестилетнего возраста.