Любителям аквариума хорошо известны многие рыбы из подотряда Хараковидные (Characoidei). К продолжению рода почти все они относятся беззаботно: нерестящиеся производители выметывают половые продукты прямо в воду и не только не проявляют внимания к потомству, но нередко пожирают собственную икру и молодь. Однако и среди них встречаются чадолюбивые родители.
К ним относятся, по крайней мере. одна из пираний (вероятно, Serrasalmus nattereri) и обитатель африканских рек и ручьев харациновая щука Hepsetus odoe.
Последняя достигает в длину 50см. При полевых исследованиях в реках Замбии (Западная Африка) было установлено, что эти рыбы умеют строить пенные гнезда, состоящие из очень мелких пузырьков воздуха. Обнаруженные в них личинки имели специальные органы прикрепления, с помощью которых они удерживались под гнездом. Пока не удалось установить, кто из родителей охраняет гнездо и каким образом склеиваются воздушные пузырьки.
Как-то в партии красных неонов из Колумбии мне удалось выловить несколько крохотных мальков двух разных видов. Каких именно, сразу сказать было трудно. Одни, с округлой головой, были очень похожи на мальков карповых рыб. и лишь по миниатюрному жировому плавнику можно было предположить, что это харациниды. Примерно через восемь недель в подросших мальках можно было узнать тюлевого кренуха Crenuchus spilurus.
Другие тоже оказались представителями семейства Crenuchidae, а именно - Poecilocharax weitzmani. Вид был открыт только в 1965 г. Это донная рыба с изумительной окраской, но, к сожалению, очень пугливая. У взрослых самцов заметно увеличены спинной и анальный плавники.
Для половозрелых самцов обоих видов характерно территориальное поведение. Завладев участком диаметром 20-30 см, в центре которого находится надежное укрытие (грот, половинка кокосовой скорлупы или подходящая коряга), они прогоняют других самцов своего вида, а кренухи в период размножения не терпят на своем участке вообще никаких посторонних рыб.
Я неоднократно имел возможность наблюдать нерест С.spilurus. Наблюдать за этим довольно трудно, так как нерестящиеся пары выбирали самые тесные укрытия - щели между камнями, узкие гроты, где и откладывали икру. Как и многие нерестящиеся в гротах цихлиды. кренухи мечут икру, поворачиваясь на бок или на спину. Довольно крупные икринки диаметром 2-2,5 мм крепко приклеиваются к субстрату. Кладка состоит из 40-70 икринок. Ухаживая за икрой, самец обмахивает ее плавниками. В этом тоже проявляется сходство с цихлидами. Вылупившиеся эмбрионы имеют относительно большой желточный мешок и еще два-три дня удерживаются на стенках пещерки. Движением плавников самец вымывает отделившиеся от субстрата личинки из укрытия. На этом его заботы о потомстве заканчиваются. Хотя для дальнейшего выживания молоди возможно имеет значение то, что самец продолжает защищать нерестовый участок.
Внешний вид молоди С.spilurus со временем претерпевает настоящую метаморфозу. Заметнее всего меняется форма головы. Пока длина рыбы не превышает 2.5см, голова остается закругленной, а рот - сравнительно небольшим и мальки напоминают молодь карповых рыб. Характерная для взрослых особей голова с несколько скошенным ртом и толстыми губами формируется позднее. Примерно через семь дней после вылупления (при температуре 25-27°С) личинки начинают активно плавать. Поскольку они довольно крупные, то стартовым кормом для них могут быть отцеженные мелкие босмины или науплии циклопов и артемии.
Следует добавить, что в природе С.spilurus широко распространен. Его ареал включает большую часть бассейна Амазонки. Встречается он также в Гайане и Суринаме. Как правило, вместе с другими импортируемыми рыбами этот вид в небольших количествах регулярно поставляется в Европу. К сожалению, экземпляры, ввозимые сейчас из Бразилии и Колумбии, уступают по яркости и разнообразию окраски рыбам из Суринама.
Хотя впервые тюлевого кренуха удалось развести еще в тридцатые годы, его вряд ли можно считать распространенной аквариумной рыбой. Только в последнее время он стал встречаться несколько чаще. Несмотря на хищную внешность, этих рыб можно держать в общем аквариуме с другими небольшими рыбами.
Второй уже упоминавшийся вид - P.weitzmani, так же как и тюлевый кренух, выглядит довольно агрессивно, но на самом деле миролюбив. Однако поселять его в аквариуме вместе с другими видами не стоит: можно просто не увидеть эту очень пугливую рыбу. Естественное поведение ее можно наблюдать только в отдельном аквариуме с укрытиями.
Взрослые самцы с большими плавниками необычайно красивы, особенно при слабом освещении. Считалось, что пецилохараксы откладывают икру на нижнюю поверхность листьев водных растений, что, однако, не подтвердилось последующими наблюдениями.
У меня самцы вели себя в период нереста подобно самцам кренуха, то есть охраняли территорию, центром которой было укрытие (например, грот). Но икрометания увидеть не удалось, так как наблюдать за этими крайне пугливыми рыбками очень трудно. Пока же вопрос о том, заботятся ли пецилохараксы о своем потомстве, остается открытым. Из Хараковидных, которые ухаживают за потомством, аквариумистам больше известны рыбы подсемейства Pirrhulinae. К ним, в частности, относятся все до сих пор изученные виды рода Copellа. Самая известная С.arnoldi откладывает икру вне воды, например на листья. нависающие над ее поверхностью, или стекло, покрывающее аквариум. Готовые к нересту производители смыкаются телами, почти вертикально подплывают к поверхности и, тесно прижимаясь друг к другу, выпрыгивают из воды. При этом рыбы могут "взять высоту" до 8 см. С помощью грудных и брюшных плавников, а также благодаря особой форме нижней челюсти они могут удерживаться на субстрате некоторое время, достаточное для того. чтобы отложить и оплодотворить несколько икринок. А чтобы отметать всю икру. пара должна совершить 15-20 прыжков-трудная задача для рыбки длиной 4.5-6 см. После того как выклюнувшиеся личинки упадут в воду. их судьба самца больше не интересует.
Копеллу Арнольда впервые завезли в Европу еще в прошлом столетии и с тех пор постоянно разводят в аквариуме. Не исключено, что другие виды этого рода ведут себя так же во время размножения. Большинство из них импортируют от случая к случаю и о разведении этих видов в аквариуме вообще ничего не известно. В пятидесятые годы я неоднократно получал и успешно разводил изящных и ярких копелл Арнольда из Суринама. Мысль, что это может быть другой вид, мне и в голову не приходила. Лишь позднее я узнал, что С.arnoldi в Суринаме не встречается. Значит, я разводил рыб другого, может быть. неизвестного вида.
А аквариумистам знакома еще одна копелла - С.nattereri. Развести ее несложно. За один нерест обычно удается получить не более 60 мальков. Порции икры по пять - восемь штук, отложенные на верхнюю сторону самых крупных листьев водных растений, распределяются по всей их поверхности. Субстратом может служить также яванский мох или густые заросли других водных растений. Забота самцов о потомстве состоит в охране нерестилища и обмахивании икры. На пятый - седьмой день личинки расплываются и начинают самостоятельную жизнь.
Сходное поведение еще у одной копеллы из Рио-Мета и рек перуанской части Амазонии - С.metae. Развести ее несложно, следует только учесть, что в природе она обитает в исключительно мягкой воде, поэтому при домашнем содержании необходимо использовать воду общей жесткостью ниже 6°. Чудесно окрашенный элегантный вид - С.vilmae был описан только в 1963 г. К сожалению, он очень редок. В аквариумах, насколько я знаю, его до сих пор не разводили.
Любителям более известна форелевая копеина Copeina guttata. Австрийский ихтиолог Франц Штайндахнер, открывший ее в конце прошлого века, при полевых наблюдениях за поведением этой рыбы установил, что она заботится о потомстве.
В аквариумах форелевые копеины обычно не вырастают более 6-10см. Нерестятся они на песчаный или гравийный грунт. При икрометании пара движется у самого дна по кругу голова к хвосту. Если икры много (крупные самки могут отложить до 1000 икринок) и нерест длится долго, в грунте образуется яма. Субстратом могут служить плоские камни и даже аквариумные стенки. Заботящийся о потомстве самец обмахивает икру и энергично нападает на каждого нарушителя, вторгающегося на его территорию.
Систематически близки к описанным выше видам пиррулины Pyrrhulinae. Икру они откладывают преимущественно на верхнюю сторону широких листьев водных растений: эхинодорусов и криптокорин. Внешне кладка напоминает кладку цихлид. Большинство пиррулин обитает в мягкой воде и может размножаться только в ней. Исключение составляет лишь самый крупный вид этого рода P.filamentosa из водоемов Нижней Амазонки, Гайаны и Венесуэлы, не предъявляющий особенных требований к составу воды. Ее общая жесткость может составлять 15°. В кладке может быть до 250 икринок.
Выкормить личинок всех копеин, копелл и пиррулин можно мелкими науплиями циклопов артемии, а также инфузориями-туфельками.