Каждую весну, когда в лесу растает снег и появится первая трава, я посещаю мелкие стоячие водоемы с перегнившими на дне листьями. Для своих аквариумных рыбок я ловлю там живой корм, а иногда в сачок попадаются и тритоны, которые ранней весной приходят в водоем откладывать яйца.
Тритоны - это небольшие земноводные, формой тела напоминающие ящериц, но спутать их невозможно, так как они не имеют чешуек на теле, нет у них и раздвоенного языка, к тому же они относятся к разным классам. В Московской области обитают два вида тритонов - обыкновенный и гребенчатый.
Самцы тритонов в весеннем брачном наряде выглядят очень красиво. К этому времени у них появляется гребень, который тянется от затылка до конца хвоста, весь расписанный черными, синими, темно-красными полосами. И у самцов, и у скромно раскрашенных самок желтое или оранжевое брюшко с мелкими черными точками.
Тритоны в аквариуме мирно уживаются с рыбами, едят тот же живой корм или тонкие кусочки мяса. Самки, пойманные весной, иногда откладывают в аквариуме яйца, прикрепляя их задними лапками в сгибе сложенного пополам листа подводного растения. К началу лета после брачного периода тритоны несколько раз линяют. Перед линькой они трутся мордой о камни и раковины и, разодрав шкуру на морде, хватаются за хвост и целиком стягивают ее. В природных условиях после линьки они должны выходить из воды и вести до зимы наземный образ жизни, прячась во мху и под корягами, выходя на охоту только ночью.
У меня в аквариуме, если не класть на воду кусочек пенопласта или дощечку, некоторые из тритонов оставались в воде значительно дольше положенного им срока. Но таких было очень мало, в основном же тритоны, отложив яйца и полиняв, почти все стремились вылезти из аквариума по его стеклянным стенкам. Приходилось часть из них выпускать в лесу, оставляя себе одного-двух, наиболее прижившихся, которые хорошо питались и не стремились выйти из воды.
В прошлом году я, как всегда, поймал несколько обыкновенных тритонов, поселил их в 60-литровый аквариум, засаженный валлиснерией. Кроме новых жильцов, в нем уже находилось несколько рыбок. Обычно я не обращал особого внимания на тритоньи яйца, которые часто попадались в аквариуме, но в этот раз я решил отсадить их в другой аквариум, чтобы было удобно наблюдать за их развитием. Я срезал ножницами кончики согнутых растений, в сгибе которых было приклеено по одному прозрачному овальному яичку с темным ядрышком в середине.
Всего было отложено 19 яиц четырьмя самками. Вообще, самка тритона откладывает от 30 до 100 яиц, но те, которых я поймал, большую часть яиц отложили уже в болоте. Примерно через неделю личинки, развившиеся из темных ядрышек, разорвав прозрачную оболочку яиц, стали выходить наружу. Дней через десять осталось только три неразвившихся яйца, а вышедшие 16 личинок опустились на дно и стенки аквариума. К этому времени я стал подкармливать их мелким живым кормом, процеженным через капроновое сито.
У маленьких личинок можно было рассмотреть по бокам головы наружные жабры и одну пару тоненьких лапок, Уже с самого рождения они всплывали на поверхность за воздухом.
Тем временем приходилось вылавливать из другого аквариума и выпускать в лесу возле пруда полинявших обыкновенных тритонов, не желавших больше сидеть в воде.
Личинки хорошо питались; вскоре у них появилась вторая пара лапок, и они заметно подросли. Они начали есть общий с рыбами корм, который я уже не процеживал, а сортировал вручную. Личинки приняли уже облик взрослых животных, отличались только размерами. Они висели у поверхности воды или в толще, но если их потревожить, сразу опускались на дно.
Надо сказать, что содержание молодых личинок тритонов в одном аквариуме с рыбками нежелательно, так как те видят в личинках часто только объект своей добычи и настроены очень агрессивно.
Где-то в середине июля из аквариума с личинками я слил почти всю воду, оставив только три-четыре сантиметра, на дно уложил камни и коряги. В это время я кормил их уже трубочником и мелким мотылем. Личинки достигли размера 22-25 миллиметров. В конце июля первый молодой тритон вышел из воды, жабры его как бы сморщились, высохли и напоминали уже два черных ушка по бокам головы.
Я уже накрывал аквариум стеклом, чтобы предотвратить возможный побег бывших личинок. На следующий день с водой расстались еще трое животных, и я рассчитывал, что в течение недели все шестнадцать личинок переберутся на сушу и превратятся в маленьких тритонов. Но в середине того же дня меня ждало неожиданное разочарование - трое из четверых вышедших животных плавали в воде мертвыми. Они плавали кверху раздувшимся брюшком, и было похоже на то, что они просто утонули. Я еще уменьшил уровень воды в аквариуме, в котором оставались еще 12 личинок. В течение двух дней выход из воды благополучно завершили все животные, после чего уровень ее в аквариуме я уменьшил до двух сантиментов, рассчитывая на благоразумие моих бывших личинок. Но молодые тритоны упрямо тонули, случайно сваливаясь в воду с коряг. Это привело еще к нескольким жертвам, и тогда я убрал воду совсем, ограничившись просто поддержанием влаги. Так уж их устроила природа, что, развившись в воде, молодые тритоны тонули, попадая в нее случайно. И интересно то, что весной ведь они опять месяц-два будут жить в воде, чтобы оставить в ней свое потомство.
Оставшиеся восемь тритонов прожили у меня до сентября, питаясь мотылем, кусочками сырого мяса, трубочником и мелкими резаными дождевыми червями. К тому времени самый крупный тритон достигал длины 32 миллиметра, остальные - до 25-27 миллиметров. Отмечались различия и в окраске. Питались они уже не так активно, и некоторых приходилось довольно долго "уговаривать", предлагая разную пищу и показывая, как она привлекательно извивается на пинцете, то поднося к самому носу, то удаляя на некоторое расстояние.
В начале сентября я в последний раз покормил своих питомцев, собрал их в банку и отнес к пруду, где были выловлены их родители. Высадил я их на лесную подстилку, после чего они разбрелись в разные стороны...
Часто на Птичьем рынке можно увидеть других земноводных, привезенных из Америки,- амблистом и их личинок - аксолотлей. Ими занимаются аквариумисты, террариумисты, а на тритонов не обращают внимания, хотя они нисколько не хуже, а в брачном наряде значительно красивее своих американских родственников. Тем более, что тритонов можно приучить постоянно жить в воде и не выходить на сушу после откладывания яиц. Это особенно относится к гребенчатым тритонам. У меня три с половиной года живет великолепная черная самка гребенчатого тритона в аквариуме и привыкла ко мне настолько, что при опускании в воду ладони становится на кончики пальцев передними лапами, рассчитывая получить кусочек сырого мяса или другое угощение. К пище неприхотлива, ест даже сухой корм вместе с рыбами.
Вообще, тритоны неприхотливы к пище, низкой температуре воды, уживаются не только со всеми мирными рыбами, но и аквариумными животными. И, наконец, наблюдая за их жизнью, можно узнать для себя много нового и интересного об этих земноводных.