Как-то я приобрел две пары суматранских барбусов. Рыбки, особенно самцы, были уже в возрасте, но меня подкупила их окраска.
Через некоторое время я отсадил одну пару на нерест в 12-литровую емкость. Чтобы предохранить икру от прожорливых родителей, я положил на дно сетку. Нерестовым субстратом служил небольшой кустик людвигии.
На следующий день рыбы начали нереститься. Самец активно преследовал самку. Икрометания следовали одно за другим. Довольно крупные желтоватые икринки большими порциями падали на дно, приклеивались к сетке и растениям. Казалось, все идет как нельзя лучше. Но спустя сутки икра побелела и погибла. То же самое произошло и с икрой от другой пары. Очевидно, она оставалась неоплодотворенной.
Чтобы окончательно убедиться в этом, я еще несколько раз помещал рыб на нерест, предварительно подкормив их, но все оставалось попрежнему. Не помогло и применение дезинфицирующих средств. В общем, я уже не сомневался, что самцы как производители никуда не годятся. После очередного нереста рыбы были посажены в общий аквариум.
Спустя двое суток я вылил воду из отсадника. Без воды он простоял более недели. К этому времени у меня появилась стайка молодых данио рерио. Я заполнил то же самое нерестилище свежей отстоянной водой, вытащил старую сетку, ячейки которой в данном случае оказались слишком велики, и положил на дно Другую, более мелкую.
После посадки данио в нерестилище я обратил внимание на то, что на дне лежат несколько икринок. Это была икра суматранских барбусов. Вероятно, она прилипла к сетке и упала на дно при заполнении нерестилища водой. Я считал эту икру погибшей, но убирать не стал.
На следующий день, не обнаружив никаких признаков икрометания, я отсадил данио в общий аквариум, а нерестилище так и оставил с водой. Уровень воды был не более 10см, температура около 25°С.
Через неделю, случайно заглянув в отсадник, я, к своему удивлению, обнаружил в нем двух полупрозрачных мальков с едва заметными темными крапинками. Росли они быстро и через некоторое время стали окрашиваться. Я не верил своим глазам: в отсаднике плавали два суматранских барбуса.
Когда рыбки окончательно окрасились, не оставалось никаких сомнений в принадлежности их к этому виду. Зато возник другой вопрос: как могла сохраниться икра суматранских барбусов такое длительное время? После последнего нереста отсадник и сетка довольно продолжительное время были почти сухими. Незначительное количество воды могло остаться только между дном и сеткой.
Можно предположить, что дело обстояло следующим образом. Во время последнего нереста барбусов очень незначительная часть икры была все-таки оплодотворена. Сохранившись во влажной среде, она в дальнейшем попала в оптимальные для своего развития условия.
Но почему личинки не выклюнулись, как обычно, через 24-36ч? Возможно ли, чтобы икринки перенесли неблагоприятный период во влажной среде, а затем продолжили свое развитие?
Случайный эксперимент поставил передо мной много вопросов, на которые пока ответа нет.