Не хуже, чем в тропиках! (продолжаем описание коллекции клуба)

Рубрика:

Задумывались ли вы, каких рыб содержали любители в России на заре отечественной аквариумистики, во второй половине позапрошлого века? Изучение первоисточников показывает, что за редким исключением в виде золотой рыбки, в любительских водоемах плавали наши аборигенные виды рыб. И только позже, по мере накопления отечественной коллекции тропических гидробионтов, наши рыбы уступили место ярким и более легко приживающимся привозным вселенцам.

Тем не менее, интерес к отечественным рыбам у наших любителей никогда не пропадал полностью. Не знаю, как с этим делом было после революции и до войны, а вот с пятидесятых годов прошлого века в любительских аквариумах периодически проявлялись то амурские рыбки, то гости из бассейна озера Балхаш и реки Или. Дальше - больше. Во второй половине столетия туркменским аквариумистом Д. Алиевым был акклиматизирован и разведен дискогнат, Discognathichthys rossicus. В Тбилиси Юра Каверкин развел куринского гольца Noemacheilus brandtii. Сергей Кочетов выступал с программой восстановления популяции байкальских эндемиков. Долгие годы популяризацией отечественных, в основном, дальневосточных рыб, занимался Марк Махлин.

Не были полностью забыты и рыбы средней полосы. Редко кто из аквариумистов, особенно в детстве, не держал в аквариуме ротанов или карасиков. В свое время не избежал подобного увлечения и я. Первой моей рыбой из местного водоема были ротаны. Совершенно неказистые на первый взгляд рыбешки меня совершенно очаровали. Оказалось, что окраска их чрезвычайно разнообразна и богата насыщенными темно-синими и темно-зелеными цветами. Про поведение и говорить нечего. Наблюдать за ротанами оказалось ничуть не менее интересным, чем за любыми цихлидами. а уж когда рыбки отнерестились и самец встал на охрану небольшой кладки икринок...

За ротанами последовали ручьевые гольяны. Признаюсь сразу, что с ними в то время я не справился. Рыбы жили успешно, но нереститься не стали, самцы так и не набрали своей чудесной нерестовой окраски и не показали себя во всей красе.

Время шло. Опыта становилось все больше. Стало понятно, где и когда лучше всего отлавливать отечественных рыб для аквариума, были выработаны карантинные схемы для очистки природных особей от эктопаразитов и гельминтов. В итоге, к 1991 году я с различной степенью успеха передержал около 30 видов наших рыб, часть из которых была разведена. В то время я к аборигенам уже почти остыл. У меня появились дискусы, различные малавийцы, но большую часть хозяйства и своего интереса я отдал водным растениям. Только изредка, вытаскивая на очередной весенней рыбалке подуста или окуня в нерестовой окраске вспоминалось, что и у меня было так.

И вот все-таки свершилось. В прошлом мае в подмосковной речке Яхроме я выловил самца горчака. На шестисантиметровую рыбку сбежался посмотреть весь берег, настолько ярко и необычно был окрашен этот экземпляр. Причудливое сочетание синего, зеленого, красного и фиолетового и смешной нерестовый бугорок на голове - вот что такое весенний горчак. И тут я сломался. В Яхроме горчак больше не клевал, да и май - не подходящий месяц для аквариумной акклиматизации. Озадачив знакомых, я нашел горчака в большом количестве на юге Московской области около города Озеры. Мой друг и активный клубный деятель Саша Копыл с помощью соседа-рыболова отловили первую партию рыбок. К сожалению, все они погибли в процессе карантинирования, в результате отравления препаратом Sera Mycopur. Следующая партия, после исключения лекарств Sera, прошла адаптацию и карантин успешно на 96 %.

Так что теперь в клубе имеется аквариум с горчаками, уклейкой и карасями. Выглядит он вполне на уровне. А сами рыбы могут дать фору многим жителям тропиков. Во всяком случае, на мой взгляд, горчак намного красивее какого-нибудь популярного лещевидного барбуса или балантиохейлуса.