Аквариумисты всегда гонялись за рыбами рода Botia. каждый новый вид всегда вызывает бурю восхищения.
Так случилось и с бенгальской ботией Botia dario, которая стала легкодоступной лишь в последние годы. После долгих поисков, интенсивного планирования и многих задержек партия В. dario из Индии поступила на нашу базу в Цюрихе. Все рыбы (около 300), аккуратно и профессионально упакованные, прибыли живыми. Вначале мы рассадили их в шесть аквариумов и обработали обычным способом против эктопаразитов.
В бассейны положили коряги для создания укрытий и убежищ. Мы мало знали об этих рыбах и поэтому возлагали на наших новых питомцев большие надежды. Ботии были длиной от 6 до 8см и крупнее, крепче, чем мы предполагали, да к тому же намного красивее окрашены. Короче, они далеко превзошли наши ожидания.
На второй день в двух аквариумах появилось по мертвой рыбе, но это были единственные потери! Осторожные попытки покормить сперва сухим хлопьевидным кормом взволновали рыб, но они к нему почти не притронулись, зато мотыля съели в один момент. В офисе мы установили два демонстрационных аквариума. В большем, емкостью 470 л, разместились семь ботий, а также Puntius gelius, Cobitis taenia, Brachydanio rerio (как же отличался этот "дикарь" от разводимой всеми обычной формы, имеющейся в продаже!), Mastacembelus pancalus и Chanda ranga (совершенно изумительная местная форма с мерцающим золотым телом, красным хвостовым плавником и синей каймой на спинном и анальном плавниках). Аквариумы были заранее густо засажены Synnema triflorum и гигрофилой. Второй демонстрационный аквариум длиной 60см, предназначенный для фотографирования, представлял уменьшенную копию первого.
На третий день ботии в бассейне для выдерживания выглядели довольными. Одни оставались наверху, другие – под корягами, многие плавали вверх брюшком вдоль нижней стороны коряг. Мы кормили их личинками комаров и артемией. В демонстрационных аквариумах ботии не находили себе покоя.
Они непрерывно плавали взад-вперед вдоль стенок и казались нервными, испуганными, хотя на кормежку реагировали сразу же. Однако на четвертый день рыбы начали успокаиваться и проявляли меньше активности, чем накануне. У двух ботий мы обнаружили помутнение плавников и признаки плавниковой гнили, но лечить рыб не стали.
В аквариуме для выдерживания признаков плавниковой гнили не было. состояние рыб и на пятый день оставалось безукоризненным, но заболевание продолжало развиваться в демонстрационном аквариуме – все ботии были вялыми. Мы подозревали, что инфекция была занесена в него другими обитателями. Что было делать: ждать или лечить? Мы решили подождать.
На шестой день все бенгальские ботии, даже в демонстрационном аквариуме, жадно ели, пока их животики не разбухали, причем начали с удовольствием уничтожать и сухой корм.
Седьмой и восьмой день не принесли ничего необычного. Помутнение плавников стало пропадать само по себе и на девятый день совершенно исчезло. К этому времени новых потерь ни в одном из бассейнов не было.
Однако нам надо заниматься своими делами, и на десятый день мы выставили ботии на продажу. Через два дня рыбы остались только в демонстрационном аквариуме. Фотографировали ботии на 11-й день. Они совсем не реагировали на вспышку, но не желали оставаться на месте и прямо перед нажатием на спуск молниеносно ускользали из поля зрения видоискателя.
Постепенно бенгальские ботии становились все более и более доверчивыми, даже чистка стенок аквариума не беспокоила их. Мы видели, что это истинно дневные рыбы, плавающие по аквариуму свободными группками, обследующие дно и листья растений в поисках чего-нибудь съедобного. Иногда две-три рыбки затевали драку, но остальные не обращали на них никакого внимания. Изумительная окраска этих ботий – яркие темно-синие тигровые полосы на золотисто-желтом фоне – стала еще более интенсивной.
Мы надеемся, что наш опыт поможет тем, кто собирается завести этих восхитительных ботий. Любительские аквариумы станут с ними намного богаче.