Небесно-голубой нотобранхиус из Танзании

Автор:

Обитая в мире, изученном и исследованном до последнего уголка, мы время от времени с удивлением узнаем о неожиданных находках ученых и в возрастающей мере – любителей-аквариумистов, которые привозят из своих поездок на другие континенты ранее неизвестные виды рыб.

Танзания, расположенная на восточном побережье Африки, в последние годы особенно обильно одаривала нас новыми видами Nothobranchius, что каждый раз вызывало сенсацию среди почитателей карпозубых. Эта страна, большая часть которой до сих пор недоступна для путешествий, наверняка таит в себе еще немало сюрпризов.

Известный разводчик из Немецкого общества любителей карпозубых "Киллифиш" (НОЛК). К.X.Люке был поражен, когда четыре казавшиеся поначалу обыкновенными молодые рыбки, подаренные ему редактором журнала НОЛК Л.Зегерсом сразу по возвращении из поездки в Танзанию (1980/81г.). превратились через несколько недель в две пары неизвестного прежде вида Nothobranchius. На выставке, организованной НОЛК в 1981г. в г. Херне, потомство этих рыб под предварительным названием Nothobranchius sp. "Ruhoi" было роздано любителям карпозубых.

Имя симпатичному новому нотобранхиусу дали по названию места, упомянутого в первом научном описании, а именно одной из стариц р. Рухои. Этот северный приток р. Руфиджи течет по прибрежным низменностям Танзании и сливается с ней на широте острова Мафия, впадая в Индийский океан.

Типично голубой Nothobranchius sp. "Ruhoi", или орхидейный нотобранхиус (так его вскоре окрестили за крапчатый, как у орхидей, рисунок на плавниках), был найден и в других местностях, расположенных в нижнем течении р. Руфиджи. Это удалось Зегерсу и его компаньону В.Классену во время их второй поездки в Танзанию в декабре 1981г.

Примерно в это же время Т.Шульц обнаружил вблизи лагеря на северном берегу Руфиджи форму орхидейного нотобранхиуса со значительно большим количеством красных вкраплений, особенно в области головы. Немного позже Г.Эггерс и К.Кассельман в том же регионе нашли самца этого вида интенсивной красной окраски. В результате Зегерс дал окончательное название виду – Nothobranchius eggersi – в честь своего компаньона Г.Эггерса, с которым он часто путешествовал в поисках новых рыб.

Классификация различных цветовых форм орхидейного нотобранхиуса приводила поначалу только к путанице, однако возможность их скрещивания даже через несколько поколений в конечном итоге показала, что все цветовые разновидности скорее всего принадлежат к одному виду – N. eggersi.

Следует отметить, что все потомство распространенной среди аквариумистов красной разновидности, в том числе кроссы и беккроссы, получены в результате скрещивания первого привезенного красного самца с другими цветовыми формами. Существование трех цветовых форм N.eggersi и множества вариантов окраски даже в пределах этих форм позволяет считать небесно-голубого нотобранхиуса самым изменчивым видом Nothobranchius.

По этой причине и в неменьшей степени из-за огромного разнообразия окраски других видов этого рода систематическая классификация N. eggersi до сих пор сопряжена с некоторыми проблемами. Если вначале предполагалось, что новый вид очень близок к N. rachovi. то теперь считается (и это отчасти связано с открытием красной формы, а также N. korthausae), что в классификационной системе он должен стоять ближе к группе N. orthonotus. возможно, как связующее звено между этими видами и формами N. guentheri / N. palmquisti. Однако Танзания исследована еще не до конца и не исключено, что в ближайшем будущем новые открытия родственных форм помогут в уточнении систематической принадлежности N. eggersi.

Для любителей нотобранхиусов появление N. eggersi было большой удачей. К счастью, аквариумисты, для которых новый вид не существует до тех пор, пока все вопросы по его систематической принадлежности не выяснятся до последней детали, пребывают в меньшинстве, и красиво окрашенный нотобранхиус уже в течение нескольких лет доставляет нам радость независимо от того, как он называется – Nothobranchius sp. "Ruhoi", N. eggersi или орхидейный нотобранхиус.

Более того, название орхидейный нотобранхиус ничуть не является преувеличением. Самцы этого вида демонстрируют такое великолепие окрасок, что многие любители без каких-либо сомнений приравнивают N. eggersi к N. rachovi, который до сегодняшнего времени считается самым красивым. Конечно, о вкусах не спорят, но я предпочитаю голубую форму, типичную для N. eggersi и чаще других встречающуюся в природе.

Бока вырастающих до 5см длиной самцов сверкают чистым голубым цветом, спинка же приобретает зеленовато-коричневый оттенок Красные вкрапления, образуемые большим количеством чешуек с темно-красными краями, очень разнообразны. Так, у одних самцов тело, кажется, полностью покрыто красной сеткой, у других появляются V-образные вертикальные полосы, в то время как у третьих красный цвет вообще почти отсутствует. Непарные плавники оторочены широкой белой каймой с красным крапчатым рисунком. Как и у всех видов Nothobranchius. окраска самок (максимальная их длина около 4см) довольно скромна. Это бледные коричневато-серые рыбки без каких-либо цветовых вкраплений с прозрачными плавниками.

В своих отчетах Зегерс и Классен описывают порой необычайные приключения во время экспедиций по поиску новых видов в Танзании. Не стало исключением и пребывание в лагере на берегу Руфиджи, в родных для N. eggersi водах. Они обнаружили этот вид поблизости от лагеря вместе с широко распространенным N. melanospilus в вытоптанных и заполненных водой углублениях, прежде служивших слонам для питья и принятия грязевых ванн. В отчетах приведена только температурная характеристика воды, однако нетрудно представить себе консистенцию желто-зеленого "бульона" в полуметровой глубины ямах, покрытых водорослями.

Крупные компоненты слоновьего помета, обильно заполнявшие ямы, постоянно попадались в сети, так что нашим отважным исследователям приходилось извлекать пока еще слабо окрашенных рыбок из этого сомнительного субстрата.

Конечно, не все водоемы в местах обитания N. eggersi оказывались такими загрязненными. В большинстве случаев общая и карбонатная жесткость воды с рН в кислом диапазоне были довольно слабыми, а удельная проводимость (по сравнению с экстремальными значениями для р. Руфиджи) – удивительно низкой. Вот еще одно доказательство прекрасной адаптивности рыб при условии, что характеристики воды меняются постепенно, а не от одного экстремального значения к другому. Не забывайте об этом даже при изменении плохих условий содержания на хорошие.

Резкий перенос из кажущегося губительным "бульона" в хорошую воду будет стоить жизни гораздо большему числу рыб, чем длительное их пребывание в непотребной, но такой привычной "навозной" жиже, а именно таково состояние мышления множества аквариумистов в наше время.

Для N. eggersi наиболее благоприятна слабокислая вода средней жесткости. Температура (в пределах 25 – 30 °С) имеет гораздо большее значение, чем другие параметры воды: во всяком случае, в биотопе этой теплолюбивой рыбы она никогда не опускается ниже 30 °С. Кроме того, в аквариумах со слишком низкими температурами рыбы сильнее поражаются болезнями и плохо нерестятся. Разведение N. eggersi не слишком сложно и проводится примерно по той же схеме, как и для других мелких видов нотобранхиусов.

В видовом аквариуме с множеством водных растений и декоративных элементов можно держать несколько самцов и большое число самок, обеспечив слабых самцов убежищами, а всех рыб – обильным живым или мороженым кормом. В противном случае голодные, агрессивные рыбы изувечат плавники своих слабейших соседей, особенно маленьких самок.

Такого рода аквариум одновременно может служить нерестовиком, если покрыть его дно слоем прокипяченного и хорошо промытого торфа (1,25-2,5см) или поставить в один из углов небольшую миску с этим же нерестовым субстратом. Постарайтесь искусно загородить ее какими-то декоративными предметами, и даже с точки зрения эстетики оформление вашего аквариума не пострадает.

Особенно интересны брачные бои самцов, использующих при этом самые разнообразные приемы – от расширения жаберных крышек до угрожающих поз. Гораздо реже самцы, обычно равные по силе, сцепляются челюстями или победитель "таранит" в бок покидающего поле боя соперника.

Но, как правило, при разведении карпозубых традиционно отбирается трио или квартет рыб, т. е. один самец и две или три самки, что позволяет добиться лучших результатов нереста и получить более сжатое по времени икрометание.

Мой опыт показал, что нерест с короткими интервалами предпочтительнее продолжительных нерестовых периодов. Если нерест длится только несколько часов, ослабевает опасность заражения икры грибком, а у самок, особенно одной-двух, больше вероятность избежать повреждений.

После разделения самцов и самок на три-четыре дня и усиленного кормления (предпочтительно черными, белыми или красными личинками комаров, иногда чистым трубочником) производителей на один день помещают в нерестовик объемом около 10 л. Кроме того, чтобы предупредить реакцию всегда довольно чувствительных нотобранхиусов на воду иного качества, лучше всего взять ее из первого видового аквариума и добавить немного свежей воды для стимуляции рыб к нересту.

В тот же день (а самки за это время завершают икрометание) рыб возвращают в старый аквариум.

Торф с застрявшими в нем икринками помещают в мелкое сито, осторожно отжимают (эта процедура безопасна для икринок, оболочка которых уже успела почти затвердеть) и высушивают на газете, пока он не перестает прилипать к пальцам и не начнет крошиться. Теперь его можно спокойно обследовать и выяснить состояние икринок. Для этого часть торфа помещают на стеклянную пластинку, ставят ее на небольшую подставку и с помощью, например, настольной лампы освещают снизу. Прозрачные икринки, очень маленькие у N. eggersi. хорошо видны в ярком свете. Этот же метод применяют и позже для определения фазы развития икры.

Чтобы торф полностью не высох, его держат в полиэтиленовом мешочке с этикеткой, на которой пишут дату нереста и название вида. В одном пакете можно держать икру, полученную, например, в течение 14 дней, так как она выдерживает довольно продолжительное хранение.

Через два-три месяца хранения икры при комнатной температуре, точнее при температуре в аквариумном помещении 22 – 24 °С, зародыши готовы выклюнуться. По моим данным, повышенные температуры ускоряют развитие икринок. Когда глаза зародышей начинают просвечивать через оболочку икринок, торф помещают в неглубокое блюдо и заливают прохладной (около 15 – 18 °С) водой нужного состава так, чтобы толщина ее слоя не превышала 2,5 – 3,5см. В течение нескольких часов личинки выклюнутся, и воду с ними можно перелить в небольшой выростной аквариум, предварительно удалив все плавающие частицы торфа. Личинок сразу же начинают кормить науплиями артемии.

Чтобы предотвратить ранние потери от поражения Oodinium, в первые дни потомство необходимо оставить в той воде, в которой оно выклюнулось, а не переносить в новую среду, даже если это делается постепенно.

Уровень воды в выростном аквариуме нужно повышать очень медленно, ежедневно доливая небольшие порции свежей воды соответствующего качества. Кроме того, через каждые три-четыре дня личинок рекомендуется осторожно пересаживать в другой аквариум, конечно, с чистым грунтом, не покрытым остатками корма и экскрементами. Это гораздо проще, чем очистка грунта.

При двух-трех ежедневных кормлениях в течение пары недель мелко рублеными червями молодь N. eggersi растет довольно быстро, и очень скоро у вас будет новое поколение нотобранхиусов, великолепная окраска которых вполне оправдывает их название.