Личинки мух – паразиты аквариумных рыб

Рубрика:

Личинки различных мух из отряда Diptera часто паразитируют в амфибиях, рептилиях, птицах и млекопитающих, вызывая заболевание, известное как миаз, или энтомоз. Авторы этой статьи первыми зарегистрировали таких личинок у рыб.

В июле 1987г. один из нас (С. А Ф.) обнаружил у нескольких мексиканских пещерных рыб Astyanax fasciatus mexicanus (прежде известных как Anoptichtys jordani), поступивших в зоомагазин г. Бергена, Норвегия, из Гонконга, неестественно вздутые брюшки. У одной особи живая личинка даже пыталась выбраться наружу через анальное отверстие.

Пораженных рыб поместили в 70 %-ный этиловый спирт и передали в лабораторию зоологии университета Бергена для дальнейших исследований. Из сорока одного экземпляра зараженными оказались восемь, причем в шести рыбах обнаружили по одной личинке, в одной – две и еще в одной – четыре. Желудки рыб, в которых находились личинки, были сильно расширены.

По дыхальцам в задней части тела паразитов определили как один из видов Calliphora (семейство Calliphoridae), хотя, возможно, они принадлежат к виду С. vicina, встречающемуся в районе Гонконга. Попытки выделить живых личинок из оставшихся рыб для дальнейшего получения взрослых мух и более точной их идентификации оказались безуспешными.

В связи с этим открытием возникло несколько вопросов. Как и когда были заражены рыбы? На примере амфибий мы знаем, что муха одного из видов откладывает яйца на кожу спины и головы хозяина, откуда личинки перебираются в полость черепа. Однако трудно представить, чтобы летающие насекомые могли откладывать яйца на плавающих в воде рыб. Скорей всего рыбы заглатывали мелких личинок еще на свободе либо корм, который им давали в Гонконге или при перевозке к пункту назначения, был заражен яйцами и молодыми личинками. Можно также предположить, что мертвые рыбы или бесхвостые амфибии в прибрежных водах служат убежищем для молодых личинок, которые выбираются из разлагающегося мяса и находят себе хозяев.

Не менее интересен вопрос о характере взаимоотношений паразита и хозяина. Если личинки обитают в желудке своего хозяина, они должны питаться, расти и дышать в этой среде. Однако особых патологических изменений истонченного раздутого желудка у рыб замечено не было. Следовательно, личинки могли питаться тем, что поглощала рыба. Обычно личинки покидают своих животных-хозяев для окукливания, что, очевидно, и происходило, когда мы наблюдали паразита, пытавшегося выбраться наружу через анальное отверстие рыбы. Однако личинки мух слишком крупны, чтобы пройти через узкий кишечник, а в данном случае сравнение размера личинки с диаметром анального отверстия рыб позволяет сделать вывод, что она может покинуть хозяина, только повредив желудок, т. е. погубив рыбу. Кроме того, окукливание едва ли происходит в воде. Поэтому мы рассматриваем данный случай как непатологический кишечный миаз факультативного, а не облигатного характера (другими словами, скорее аномалия, чем обычный образ жизни личинок данного вида мух). Возможность повторного заражения в аквариумной среде очень невелика.

Авторы написали статью, надеясь привлечь внимание аквариумистов и поставщиков тропических рыб к новому паразиту.

Мы будем очень признательны за любое сообщение от каждого, кто обнаруживал зараженных рыб. Всех личинок, лучше всего вместе с их хозяевами, следует хранить в 70 %-ном этиловом спирте, предварительно погрузив паразитов в кипяток.

Наш адрес: Glenn A. Bristow, Zoologisk laboratorium, University of Bergen, Allegaten 41, №5007 Bergen, Norway.