Есть у многих людей странная особенность – их интересуют рекорды. Наши газеты, журналы и телепередачи переполнены информацией о рекордах в спорте, кино, животном мире. Например, я совсем не удивился, когда на первой странице такого престижного издания, как "Нью-Йорк Таймс", недавно обнаружил статью о новой находке останков огромного хищного динозавра, размером не уступавшего тиранозавру ("Нью-Йорк Таймс", 4 января 1990г.). Подобные открытия стали частью нашей культуры, и к радости большинства читателей ведущие газеты пишут о них еще со времен легендарных диспутов вековой давности между Эдвардом Коупом и Отниэлом Маршем. Интересно, что первооткрыватели часто сами становятся знаменитыми, как это произошло с Коупом, Маршем, Барнумом Брауном, Роем Чэпменом Эндрюсом, Эдвином Колбертом, Джимом Дженсеном и Робертом Беккером. Даже гигантские вымершие ящеры не вызывают удивления у жителей США и Европы, хотя современные гиганты – вараны, игуаны и тегу – не встречаются в этих регионах.
Может быть, чтобы удовлетворить наш повышенный интерес к динозаврам, телевизионные и газетные журналисты много пишут о современных животных, максимально напоминающих древних великанов. И хотя, например, крокодилы по анатомическим особенностям гораздо ближе к ископаемым ящерам, наше общее впечатление о динозаврах базируется главным образом на представлении о них как о больших ящерах (любой пятилетний малыш может объяснить, что слово "динозавр" по-гречески означает "страшный ящер").
Благодаря современному телевидению лишь немногие жители Северного полушария не видели на экранах комодского дракона – самого крупного из современных ящеров с о-ва Комодо.
Наблюдая за этими животными. вышагивающими вдоль тропической прибрежной полосы, с их длинными сильно раздвоенными языками, то и дело "пробующими" воздух и почву, и сероватой броней из толстой кожи, мы, пожалуй, не можем не вспомнить знаменитые изображения динозавров, созданные Чарльзом Р.Найтом. Найт был первым художником, облачившим найденные на рубеже столетий останки в их настоящую "одежду". (Даже фильмы с участием динозавров делались по этим наводящим ужас рисункам.)
Представьте себе к тому же комодских драконов (Varanus komodoensis), отрывающих внушительные куски мяса от туши свиньи или быка, когда они напоминают не столько ящериц, сколько стаю шакалов. Зрелище двух-трехметровых чудищ во время трапезы – это апогей представления об эпохе динозавров, какой ее преподносят нам средства массовой информации.
В действительности драконы с о-ва Комодо и их родственники принадлежат к относительно недавно возникшей группе ящеров, известной под общим названием варанов и включающей представителей семейства Varanidae. Наиболее древние из этих варанов – ископаемые животные, обнаруженные в Монголии. Первый из них, Telmasaurus grangeri, был найден в 1920-х годах центрально-азиатской экспедицией Американского музея естественной истории, которую возглавлял знаменитый Рой Чэпмен Эндрюс; находка получила название в честь корифея палеонтологии Уолтера Грэнджера. В 1984г. Магдалена Борсак-Бьялиньска из Академии естественной истории Польши идентифицировала еще одного ископаемого варана – Saniwides mongoliensis. также из пустыни Гоби. Кроме того, обнаружив останки других варанов рода Telmasaurus, она пришла к выводу, что оба вида действительно жили в Гоби примерно 70 миллионов лет назад. Они до такой степени напоминают своих современников, что различить их может только специалист.
В наше время ареал варанов ограничен Азией, Африкой и Австралией. Они встречаются также на крупных соседних островах – Новой Гвинее, Шри-Ланке, Филиппинах, но полностью отсутствуют в Новой Зеландии или на Мадагаскаре. Численность видов возрастает от одного в Северо-Западной Африке до двадцати в Австралии. Из-за внешних признаков (размеров, раздвоенного языка) большинство этих ящеров известны как вараны, только гиганта с о-ва Комодо называют драконом. Неспециалисты часто применяют к этим рептилиям названия "легуаны" или "гуаны" от карибского слова "iguana", означающего "большая ящерица". Однако игуаны – это ящеры Нового Света, довольно отдаленные родственники варанов.
Все живущие ныне вараны имеют несколько общих признаков, например длинную шею, длинный высовывающийся раздвоенный язык, продолговатую морду и по пять хорошо развитых когтей на концах сильных конечностей. На первый взгляд все они сложены одинаково, но на самом деле во многом отличаются друг от друга. Длина варанов варьирует от 20см у пустынных видов из Западной Австралии до трех метров у комодского дракона. "Крокодилы" с Новой Гвинеи (Varanus salvadorii), возможно, еще больше, но их максимальную длину еще предстоит определить. В целом же большинство варанов достигают длины от одного до полутора метров, в том числе многие террариумные виды.
Прежде чем подойти ближе к проблеме содержания варанов, я хотел бы кое о чем вас предупредить. Во-первых, это не объект для начинающих террариумистов. Вараны очень требовательны к условиям жилища, температуре, корму и, таким образом, могут быть отнесены к одним из самых "трудных" террариумных животных. Во-вторых, многие импортируемые вараны – это только что вылупившиеся особи. Если поначалу за ними можно ухаживать, как за другими тропическими ящерицами, то по мере роста потребности варановых меняются; годовалым и более взрослым особям нужен совсем иной рацион. В-третьих, размер варанов часто не позволяет им нормально развиваться в условиях террариума (за исключением карликовых видов). Даже одному метровому варану необходим очень большой террариум, который придется ежедневно чистить, и вообще из-за размеров и запаха он не предназначен для домашнего содержания. Четвертое предостережение касается очень длинных и острых когтей любого варана, ведь и совсем ручные вараны могут наносить глубокие царапины (в лучшем случае – порвать джинсы). Так или иначе, но все эти предупреждения необходимо учитывать, чтобы не уподобиться беззаботному аквариумисту, задумавшему держать дома акул.
Все вышесказанное ни в коей мере не относится к опытным террариумистам. Один мой друг держал и разводил больших пестрых варанов на протяжении нескольких поколений, что удается не каждому зоопарку, хотя это, несомненно, исключительный случай.
Вараны – очень дорогие животные. Экземпляры, по размеру пригодные для содержания в домашних террариумах, часто стоят намного больше обычно импортируемых "гигантов", о которых я уже упоминал. К сожалению, разведение варанов в домашних условиях практически неосуществимо по той простой причине, что размножение их в неволе – это большая редкость.
Наибольших успехов пока удалось достигнуть в размножении варанов Сторра длиной 30-40см, обитающих во многих северных районах Австралии. Описанный в 1966г. Робертом Мертенсом варан Сторра заселяет сухие каменистые террасы.
Движениями он напоминает американских хлыстохвостых ящериц Cnemidophorus с их короткими резкими перебежками. Эти бдительные существа своими относительно короткими языками совершают резкие и быстрые движения, пытаясь по запахам в воздухе обнаружить пищу или хищника. В отличие от большинства варанов, V. storri может менять окраску в зависимости от колебаний температуры, становясь тускло-серым при похолодании и более темным с ржавым опенком – в жаркую погоду.
Обитая главным образом в расщелинах скал, они роют норы, поэтому дно террариума следует засыпать толстым слоем сухого песка. Вараны редко пьют, и тем не менее поставьте для них мисочку с водой. В их рацион должны входить разнообразные насекомые, мышата, мелкие ящерицы, тем более что варан длиной 17см может справиться с 13-сантиметровым сородичем. Эти животные очень активны, поэтому я предложил бы включать в их ежедневное "меню" несколько сверчков, а раз в неделю добавлять какое-то животное как эквивалент добычи.
Варан Сторра относится к группе варанов с шиповатыми хвостами, куда также входит V.acanthurus. В отличие от гигантов, для которых типичны плоские, как у крокодилов, хвосты, у этих видов более короткие и круглые хвосты, покрытые частыми рядами длинных крапчатых чешуек Вместо того чтобы пользоваться хвостом как хлыстом, подобно более крупным их сородичам, они с его помощью быстро прячутся в камнях. Если схватить варана, он будет тереться хвостом о вашу руку, но не способен причинить боль или нанести кровоточащую рану.
Он может и цапнуть вас острыми передними зубами, цепко держась ими, но опять же без особого вреда.
Тиморский варан (Varanus timorensis) встречается на о-ве Тимор к северо-западу от Австралии и в южной части Новой Гвинеи и обитает на деревьях. Длина его доходит до 70см, окраска спины сероватая с черной или коричневой сеткой. Свой длинный и округлый хвост варан использует не как хватательный орган, а в качестве противовеса, подобно белке. Тиморским варанам необходим теплый террариум с довольно стабильной температурой в пределах 27 – 29 °С и с сезонными повышениями влажности в засушливые периоды. Их также нужно снабдить водой и ежедневно или через день обязательно кормить насекомыми, слизняками и мелкими позвоночными. V. timorensis относится к лазящим видам, следовательно, террариум для него должен быть высоким, с множеством ветвей. Наконец, этим пугливым ящерицам нужно множество убежищ.
Древесные вараны из Новой Гвинеи – необычные и очень красивые ящерицы, лучшим представителем которых является зеленый, или изумрудный, варан (Varanus prasinus). Это дорогие рептилии, служащие обменным эталоном для террариумистов, по-видимому, как некоторые кои для аквариумистов. В хороших условиях они очень жизнеспособны и активны (хотя, по моим наблюдениям, уступают тиморскому варану), требуют высоких клеток с множеством ветвей, но значительную часть времени проводят на земле в поисках пищи, и это следует учитывать при выборе и оформлении террариума.
Что можно сказать о более крупных видах, которые так часто бывают в продаже? Приобретение недавно родившегося варана – затея довольно рискованная. Молодые особи очень подвержены стрессам и болезням и могут быстро создать вам такие проблемы, с которыми вы, возможно, не столкнетесь при общении с взрослыми животными. Например, с трудностями выращивания обычно сталкиваются в период, когда вараны достигают размера 15 – 22см. Любители этих рептилий, делившиеся со мной опытом, рассказывали о сложностях их кормления и рекомендовали приобретать животных длиной не менее 30см.
У степного и более яркого нильского варана по мере развития меняются потребности, т. е. совсем молодые особи нуждаются в одном типе корма (насекомые, мелкие ящерицы), "подросткам" нужна другая пища (лягушки, грызуны, рыба, крупные насекомые), в то время как взрослые вараны питаются совсем иначе – змеями, яйцами, падалью, насекомыми, крабами, черепахами. У молодых варанов зубы острые и узкие, у взрослых – ступленные, и это связано с возрастными изменениями их функций: от захватывания добычи до дробления и перетирания более твердой пищи.
Лучше всего наблюдать крупных варанов в зоопарке, где условия намного ближе к естественной среде их обитания, чем в доме обычного любителя.
Один из наиболее своеобразных видов, демонстрируемых в наши дни, – это редкий варан Грея (Varanus olivaceus). Д-р Вальтер Ауффенберг из государственного музея Флориды, который помог "ввести" варанов с о-ва Комодо в наши дома (конечно, с помощью телевидения), извлек V. olivaceus из тьмы неизвестности. Этот вид, который еще в конце 70-х годов знали только по нескольким экземплярам, был в изобилии обнаружен Ауффенбергом на Филиппинах недалеко от столицы. Новому "открытию" вида сопутствовали еще два интересных факта, связанных с жизнью варана Грея: он достигает в длину 1,8 м (представьте себе почти двухметровую "ящерицу", в течение сотни лет разгуливавшую незамеченной в часе езды, скажем, от Филадельфии или Хьюстона) и в отличие от других варанов регулярно лакомится фруктами, а также слизнями.
На первый взгляд вараны кажутся одинаковыми, но у них очень вариабельные признаки в плане экологии, физиологии и даже анатомии. Мы до сих пор очень плохо осведомлены об этих, казалось бы, знакомых ящерах, и чем больше мы их узнаем, тем сильнее удивляемся их разнообразию. Пусть они не поражают обилием видов, зато с лихвой восполняют это множеством присущих им адаптаций.