дорогие аквариумисты! с 1.12.2011 сайт aquaria2.ru превращен в памятник.
на нем закрыта регистрация, создание новых материалов и комментариев.
активная версия аквариумного сайта теперь доступна по адресу http://aquaria.ru.
все материалы и регистрации пользователей aquaria2, созданные до 29.11.2011, блоги, темы форума, комментарии перенесены на новый сайт.
Лорикариевые сомы в последние годы стали весьма популярными объектами любительской аквариумистики. Их ассортимент уже не ограничивается, как раньше, несколькими видами анциструсов и лорикарии, панамской стуризомой и парчовым птеригоплихтом (глиптоперихтом). Все чаще в наши аквариумы попадают и более интересные и разнообразные представители этого многочисленного семейства. Например, чернолинейный панак (Panaque nigrolineatus) уже перестал быть экзотическим гостем в аквариуме любителя.
Панаки нигролинеатусы живут у меня почти полтора года, и сегодня мне бы хотелось поделиться опытом их содержания.
У меня эти «аквариумные танки» живут в аквариуме объемом 360 литров. В нем проживают восемь дискусов и два панака. Да, именно два, хотя держать двух панаков в одном аквариуме я не посоветую никому. Это была ошибка начинающего. Просто так получилось, что мне попадалась почему-то «неправильная» литература, где было написано, что держать панаков следует только поодиночке, иначе они друг друга перебьют. А разводчик дискусов, у которого я и сомов брала, говорил, что лучше сразу много... Я поразмыслила... и взяла двух... Сейчас же, поднабравшись опыта и почитав побольше об этих звериках, я сделала выводы, что, действительно, надо было брать или только одного или штук пять, не меньше. Рыбы эти очень агрессивные к себе подобным и территориальные. Но при этом чем больше особей содержится в одном объеме, тем меньше агрессивность. Мои двое быстро поделили дно аквариума и воюют за каждый квадратный сантиметр площади. У того самого разводчика дискусов я наблюдаю совсем иную картину: в аквариуме на полторы тонны живут штук 20 панаков, у каждого свой «гараж» и территорией они считают только свое укрытие. Агрессия проявляется, только если другой сом слишком близко к этому укрытию подплывает, а свободное дно считается как бы нейтральной территорией. К тому же, если судить по фотографиям на www.planetcatfish.com из природного биотопа в Венесуэле, то панаки, действительно, живут в природе группами. Есть там одна такая показательная подводная фотография, где взрослые особи сидят фактически друг у друга на головах.
Считается, что панаки трудно совместимы с другими лори-кариевыми. Со сходными по размерам и способам защиты сомами (акантикусы, псевдокантику-сы и т.п.), при достаточном количестве укрытий и большой площади дна, да еще и в достаточно большой сомовьей группе — обычно больших проблем не возникает. А вот с более мелкими или «скромными» сомиками (гипанциструсы, мелкие пеколтии), у которых «броня» не так крепка и шипов нет, держать панаков я бы не рискнула. Если панак решит, что ему мало места, то не задумываясь прибьет подобного «конкурента». У неженок и «скромников» (типа красной лорикарии), скорее всего, тоже мало шансов выжить в такой компании: этим просто грозит смерть от голода.
Совсем другое дело — совместимость с другими, не донными рыбами. Мой опыт показывает: панаки — великолепные соседи для дискусов! Они не только без проблем переносят «дискусовый» температурный режим, включая повышение температуры до 36 градусов, но и одни из немногих лорикариевых, которые не присасываются к бокам дискусов, чтобы полакомиться вкусной слизью. Подойдут они в соседи и к любым крупным «американцам», так как «броня крепка и танки наши быстры».
Вообще панаки — жуткие эгоцентристы. Мир панака крутится только вокруг «себя любимого», и все вокруг воспринимается только с этой точки зрения: все, что движется по дну и посягает на его территорию — враг; его надо если не убить, то хотя бы попробовать это сделать. Все, что к дну не относится — воспринимается не как живой объект, а скорее просто как движущаяся декорация, которая не стоит панакского внимания. Так что этот зверик не причинит вреда даже мелкой харацинке. Но остается проблема с растениями. Панаки считаются растительноядными сомами, хотя и в зонах их природного обитания, вообще-то, ничего не произрастает. У меня нет растений в аквариуме, но я не раз читала сообщения о том, что панаки нигролинеатусы выкашивают весь «силос», до которого способны добраться, да и человек, у которого я своих сомов покупала, очень настоятельно не рекомендовал запускать панаков в растительный аквариум: не съедят, так понадкусывают и потопчут. Впрочем, другие мои знакомые «панакодержатели» утверждают прямо противоположное, что некрупные панаки с растениями живут дружно — просто не едят их вообще. Бывает, ломают ветку-другую во время «разборок», но даже эхинодорусы сидят целенькие, не дырявые. А вот такие популярные чистильщики, как барианциструсы, предпочитают листья эхинодорусов всему остальному, даже салату...
Чернолинейный панак — сом довольно крупный. Я своих панаков приобретала совсем малявками, с мизинец, еще с младенческим рисунком на плавниках. За полтора года они выросли почти в три раза. Один, тот, что слабее и вечно проигрывает войну за территорию, сейчас в длину около 18 см, второй, толстый, наглый и вечно недовольный «несправедливым» делением аквариумного дна — 22 см. Но рост у обоих пока приостановился. Судя по сомам того, уже неоднократно здесь упоминаемого, разводчика диску сов, до своего полного размера они дорастут очень медленно — где-то к семилетнему возрасту. До полуметра нигролинеатусы не вырастают даже в природе, а максимум того, что можно ожидать в аквариуме — это 35—40 см.
В еде панаки, как и большинство крупных лорикарид, весьма неприхотливы. Я своих сомов специально не подкармливаю: что от дискусовой еды на дно упало — то принадлежит им, если успеют раньше дискусов подобрать, да и еще то, что на стеклах нарастет. Оба зверика худобой при этом явно не страдают, да и стекла чистить особо не усердствуют. Они отлично знают, что четыре раза в день с неба сыплется вкусная еда. Зачем же напрягаться и стекла скоблить? Один раз в две недели я кидаю им лист салата. Раньше я его ошпаривала, сейчас — просто покупаю кочан, мою, разделяю на листья и замораживаю. Потом достаю лист из морозилки, кладу на пару минут в плошку с водой, он оттаивает и отправляется в аквариум, придавленный камушком. В отличие от анциструсов и лорикарий, панаки едят салат без особого энтузиазма, более благосклонно относясь к ломтику кабачка. Дискусы — и те салат много охотнее щиплют. Но вот что интересно: весь день после подкормки салатом сомы проявляют явно большую активность, чем обычно (возможно, думают, что все, конец света настал, и кроме этой зеленой гадости ничего больше поесть не дадут).
Как и почти всем лорикариевым сомам, панакам для пищеварения нужна целлюлоза, так что коряга в аквариуме с панаками — вещь обязательная. Более того, поверхностный слой древесины со свойственными подводным корягам микрообрастаниями зачастую составляют основу рациона панака. Поэтому коряга должна быть мягкой и «вкусной». Очень любят они яблоню и персиковое дерево.
Для панаков коряга — это не только целлюлоза. Обитающие в его кишечнике бактерии превращают древесину в источник питательных веществ и энергии, так что она становится для панака полноценной пищей. В природе эти сомы питаются также и трупами рыб, поэтому в кормлении желательны белковые компоненты. Можно, например, иногда подкармливать их фаршем.
Про болезни ничего сказать не могу. Мои сомы за полтора года ни разу ничем не болели. Я просто не знаю, что надо сделать, чтобы панак заболел. Однажды я видела в Вашингтоне в зоомагазине панака нигролинеатуса жутко худого, всего в язвах и в толстом слое сапролегнии. Понятно, что сапролегния — вторичная инфекция, а вот что за язвы были на несчастном и чем они вызваны — я не знаю, и даже предположить не могу.
Главная проблема с панаками, особенно в подростковом возрасте, когда начинают расти первые шишки — в узких расщелинах они умудряются застрять! И застревают так нехило, что выбраться обратно самостоятельно не могут. От разводчика дискусов я не раз слышала рассказы о том, как он очередного сома лобзиком из коряги «железного дерева» выпиливал. Занятие, надо сказать, не для слабонервных. Поэтому надо стараться, чтобы все возможные места, куда сом может забраться, имели или сквозной ход или такой диаметр внутренней полости, где он без проблем может развернутся. Панак со своей повышенной колючестью похож чем-то на пластмассовый дюбель: вперед проходит, а если «задний ход» включает, то колючки и щитки растопыриваются, и сом застревает намертво. Навряд ли застревание можно назвать «болезнью», но так как многие панаки погибают именно по этой причине, то я подумала, что стоит это дело упомянуть.
В целом, опыт содержания чернолинейных панаков привел меня к одному выводу: рыба эта несложная, неприхотливая и довольно интересная в содержании. Так что можно смело рекомендовать любителям сомов обратить на нее внимание, которого она, вне всякого сомнения, достойна.
ОТ РЕДАКЦИИ
Тема лорикариевых сомов в аквариуме весьма интересна и, что приятно для редакции журнала, практически неисчерпаема. В самом деле, эти рыбы красивы и забавны, разнообразие форм и расцветок просто потрясает, так что они постепенно становятся объектами коллекционирования. Лорикарид известно очень много, к тому же постоянно открываются их новые виды и цветовые формы. Многие лорикариды также являются прекрасными чистильщиками аквариума. Но с этими рыбами есть и проблемы. Прежде всего, это репродукция в неволе. В условиях аквариума разводятся считанные единицы видов, большая часть кольчужных сомов ввозятся к нам из природы. Аквариумная популярность уже сыграла свою негативную роль для многих из них. Так, в природе практически исчезли голубоглазый панак и гипанциструс зебра L46. Сегодня их отлов в Бразилии запрещен, но восстановятся ли их популяции и как скоро это произойдет — это пока неясно.
В свете этого, редакция «Aquarium Magazine» призывает аквариумистов, освоивших разведение редких видов кольчужных сомов, поделиться своим опытом на страницах нашего журнала.