Впервые Hemianthus callitrichoides "Cuba" я увидел в каталоге конкурса компании «Aqua Design Amano» за 2004 год, где пятое место в этом конкурсе занял аквариум, в оформлении которого он и был использован. Кроме него в аквариуме росла хорошо известная нашим дизайнерам Glossostigma elatinoides и какое-то неопределенное растение, неизвестное даже самому автору композиции. Одесские аквариумисты о кубинском гемиантусе ничего не знали. Звонок в Киев тоже ничего не дал...



Так выглядел кубинский гемиантус сразу после покупки

Одной из первых заинтересовалась новым растением
любопытная «амановская» креветка. Впрочем,
в отличие от ампулярии,
вреда нежному растению она не причинит

Одна из трех частей купленного в Венгрии кустика
Hemianthus callitrichoides «Cuba»
в аквариуме автора
В конце ноября мы с женой поехали в Венгрию, посмотреть на тамошний «Аквариум Тропикариум», и, к нашему удивлению, в аквариумном отделе будапештского «Сити-Центра» увидели в продаже тот самый Hemianthus callitrichoides "Cuba". Несмотря на то, что до возвращения домой было еще четыре дня, растение было куплено за означенные 1890 венгерских форинтов (около 10,5 долларов).
Растение с честью выдержало дорожные испытания, и по приезду в Одессу было извлечено из торгового горшочка с наполнителем и разделено на три части. Первую часть мы посадили в палюдариум, вторую — в декоративный аквариум, а третью, в том же стаканчике с субстратом из минеральной ваты, оставили в аквариуме, где производится интенсивная подкормка растений углекислым газом. Температура во всех емкостях была примерно одинакова, 24—25 градусов.
Надо признать, что с третьей частью (оставшейся в стаканчике) вышла небольшая неприятность: на него залезла здоровенная ампулярия и верхнюю треть растения самым наглым образом сожрала, невзирая на его редкость и ценность. После этого аквариум был безжалостно очищен от всех «сомнительных личностей», в нем были оставлены только нежные «амановские» креветки (Caridina japonica). Впоследствии как раз растение в этой емкости чувствовало себя лучше всех.
Новые листья кубинский гемиантус дал более мелкие, чем те, что уже были на нем. То ли его до продажи выращивали в палюдариуме, то ли условия, в которых он рос, отличались от наших. Выяснить это в Будапеште, при покупке, не представлялось возможным: молодой продавец абсолютно не владел русским языком, а я — английским и венгерским, на которых он предлагал изъясняться. Школьные же знания французского были мизерны, и для содержательного общения на ботанические темы непригодны...
На табличке-бирочке, воткнутой в стаканчик с растением, были указаны следующие параметры: освещенность от средней до высокой, температура 18—28 °С, GH 1-30 dH, высота 0,5-3 см, ширина 3-10 см.
По сравнению с Glossostigma elatinoides листья Hemianthus callitrichoides намного мельче, а при взгляде сверху его «ковер» кажется плотнее. Корневая система у обоих растений короткая, поэтому когда-то любимые мною грунтовые улитки мелании первое время после посадки регулярно «подрывали» нежное растение, и его приходилось несколько раз прикапывать.
Сейчас все три части купленного экземпляра успешно освоились в моем хозяйстве и дали новый прирост. Во влажном палюдариуме, в грунте декоративного аквариума, и в «выгоночном» аквариуме с подачей СО2 наш гемиантус, естественно, развивается по-разному. Однако более полное представление об этом новом для аквариумистов СНГ растении можно будет составить не раньше, чем через пару месяцев.