Точно упоенные своим величием, проплывают перед наблюдателем гуппи, то расправляя веером чернобархатные хвосты, то светясь яркими красками рубина или зеленью изумруда с вкрапленными серебряными блестками.
Не счесть разнообразия изумительных пород гуппи. Большинство из них по происхождению наши, московские.
История гуппи как аквариумной рыбки насчитывает сотню лет. В период 1859–1865 годов гуппи была завезена из Венесуэлы и с Малых Антильских островов, из Барбадоса и Тринидада в Германию и Англию, где вначале вызвала большой интерес.
В России гуппи появились значительно позже, а любительской селекционной рыбкой она стала с 1915 года, когда с ней начал работать московский любитель-аквариумист М.В.Матасов. Вместе с ним работали многие, и со временем создалась яркая парода московских круглохвостых гуппи.
Примерно с 1950 года, когда были выведены московские вуалевые, увлечение гуппи приняло массовый характер. Интересное занятие захватывает людей разных возрастов и самых различных профессий. Инженеры, рабочие, ученые-биологи, астрономы, артисты, студенты, художники, пенсионеры и школьники – все они горят желанием иметь хороших гуппи и выводить еще лучших.
Почувствовалась острая необходимость во взаимной помощи, в объединении любителей, серьезно работающих с гуппи. В конце 1957 года активная часть гуппистов аквариальной секции Московского отделения общества охраны природы приняла решение организовать кружок любителей гуппи Влияние кружка должно было выйти за официальные пределы его, для чего вход на все занятия был свободный. Даже членство в обществе не было обязательным условием его посещения.
В кружке слушают сообщения, доклады, делятся опытом, разбирают интересующие вопросы. Большое внимание уделяют беседам о применении родственного разведения. Помимо докладов и бесед, предусмотренных планом работы, на кружковых собраниях всегда много разговоров по поводу рыб, приносимых кружковцами. Гуппи малы и захватить в баночку двух-трех самцов не составляет труда. Рассматривая рыб, выделяя лучших, критикуя недостатки отдельных экземпляров, кружковцы учатся тем самым практике селекции.
Выведение новых пород и совершенствование существующих–творческая работа. Селекционер-аквариумист так же, как художник, должен мысленно представить себе тот образ, который будет создавать. Используя отбор и подбор, он должен останавливаться на тех экземплярах, у которых имеются намеченные им качества.
Ежегодно в первой половине января кружок устраивает конкурсы гуппи. Строго выдержанные сроки проведения сделали их традиционными. Любители с нетерпением ожидают их, а селекционеры к этому времени готовят свои экспонаты. За время существования кружка проведено шесть конкурсов гуппи, причем один из них, внеочередной, был вторым по счету и состоялся осенью на выставке аквариумистов в 1958 году. Конкурсы стали мероприятиями широкой популяризации селекционирования и искусства выведения новых пород.
Организация конкурса проводится на основе "Положения о конкурсах", разработанного в кружке и утвержденного президиумом Московского отделения общества. Положение это было опубликовано в сборнике "Аквариум" № 1 (Москва, 1959г.); в нем сказано:
В конкурсе могут участвовать все желающие. Число пород, выставляемых каждым участником, не ограничивается, однако каждая порода должна выставляться в виде специально подобранной конкурсной группы из пяти самцов и трех самок. Этим московские конкурсы отличаются от всех международных: там можно выставлять одного самца. Понятно, что поскольку оценка осуществляется в Москве не по отдельной рыбке, красота и качество которой могут быть случайными, а по группе, это нацеливает селекционеров на выведение породы.
Экспертная комиссия конкурса создается на выборных началах из 3 человек. К ней во время работы прикрепляется один из избранных членов кружка – ассистент. Здесь он приобретает навыки суждения, осваивает стандарт пород.
Кандидаты в эксперты перед каждым конкурсом обсуждаются и утверждаются членами кружка путем голосования.
Экспертиза проводится по стобалльной системе и впервые была применена на первом конкурсе 1958 года.
Сложная, ответственная работа по выработке стобалльной системы была доверена выбранной комиссии из экспертов и опытных членов кружка, утверждена же эта система общим собранием кружка. Шкала оценки была подразделена на 4 элемента: выравненность, форма, окраска и величина. Первые три элемента по 30 баллов, четвертый 10. С быстрым прогрессированием пород шкалу оценки пришлось несколько изменить, это уравновесило итоговую оценку и в погоне за лучшей отметкой заставило любителя продолжать совершенствование. Так, с четвертого конкурса введен пятый элемент – способность передвижения, регламентирующий форму и величину оперения в пределах свободного передвижения, плавания.
В последнем, шестом конкурсе шкала носила следующий характер: выравненность 25, форма 28, окраска 28, величина 10, подвижность 9. Это изменение шкалы в оценке формы и окраски было вызвано резким улучшением формы хвоста – увеличением ширины хвостового оперения у вновь выведенных московских пород гуппи. При этом вводились и более строгие оценки в подборе групп, случаях асимметрии, окраске и прочих качественных отступлениях.
Положением о конкурса установлено, что участник, рыбы которого оценены в 80 и более баллов, получает за группу диплом первой степени. При оценке от 70 до 80 баллов дается диплом второй степени, до 60 – третьей.
Из членов кружка участниками конкурсов было более 60 человек, причем некоторые из них участвовали на всех шести проведенных за это время конкурсах.
На первом очередном занятии кружка после каждого конкурса проводится отчетный доклад председателя экспертной комиссии о качестве выставленных экспонатов. Мнение кружка влияет на направление в работе с породой, а иногда и на ее существование.
Кружок принимает непосредственное участие в поддержании и сохранении ценных пород.
Немалое значение в совершенствовании знаний членов кружка имели проведенные доклады.