За окном метель, мороз раскрасил стекла ледяными узорами, а в классе учитель рассказывает о лете, о размножении растений. Таблицы с рисунками на стене, комнатные цветы переехали с подоконников на преподавательский стол – как правило, никаких больше наглядных пособий. Не маловато ли? Если биологический кабинет оборудован хорошо: имеются муляжи и гербарные образцы, то и это все сухо. А ведь аквариум мог бы учителю в этом случае очень помочь! Или урок зоологии. Изучаются ли простейшие, кишечнополостные, черви, моллюски, рыбы – все эти темы в любое время года могут быть проиллюстрированы живыми аквариумными обитателями, кроме того, он обеспечит материалом для лабораторной работы. И уже совсем не приходится говорить о том, что аквариумный материал практически неиссякаем для кружковых и самостоятельных работ учащихся.
Об аквариуме в школе писал Н.Ф.Золотницкий; в наши дни этому делу посвятил свою книгу С.В.Герд. Не значит ли это, что исчерпан полностью материал? Думается, нет, потому что во времена Золотницкого (1920) не тем был аквариум, мало еще тогда о нем знали, книга же С.В.Герда, насыщенная богатым материалом о водной фауне, взятой из наших водоемов, вопрос о собственно аквариуме оставляет в стороне. Между тем именно комнатный аквариум с его специфической фауной, круглый год живущей и размножающейся под эгидою человека, может и должен оказать помощь учителю, насытив уроки живым иллюстративным материалом.
Я уже был опытным любителем-аквариумистом, когда вошел впервые в класс как учитель-биолог, поэтому естественно, что с самого начала стал широко применять для иллюстрации уроков аквариумный материал. Разумеется, в короткой статье обо всем не расскажешь, поэтому приведу лишь некоторые примеры. Очень помогает преподаванию "ботаника" аквариумная. Даже минимальный набор растений, характерный для аквариума начинающего, может служить превосходным подсобным материалом. при изучении растительной морфологии; валлиснерия, перистолистник, кабомба позволят учащимся воочию посмотреть и пощупать мочковатые корни, а криптокарина – стержневые. "Водяной лимон", мириофиллум, людвигия, апоногетон, криптокарина, валлиснерия, цератоптерис – вот минимальный набор растений, обеспечивающий иллюстративный материал по темам "Стебель" и "Лист". А уж если учитель с аквариумом "на ты", он раздобудет и вырастит лимнохарис, кубышку, ехинодорусы. Что для этого надо? Аквариумное дно площадью не более половины квадратного метра, немного песка да глины, электролампа мощностью в 40–60 ватт и немножко старания – все очень просто.
Не буду перечислять пути использования аквариумных растений при изучении темы "вегетативное размножение": взглянув на названные выше растения, учитель-биолог сразу же обнаружит и клубни, и усы, и корневища, и корневые отпрыски. Людвигия, мириофиллум, кабомба могут размножаться отводками и черенками. Хочется лишь немного подробнее остановиться на размножении листом. Классический пример такого размножения, приводимый испокон веков во всех школьных учебниках, – бегония. Пример, надо сказать, не слишком удачный: бегонию действительно можно заставить размножаться листом, однако лишь "под давлением" со стороны человека. Между тем аквариум позволяет показать нагляднейший случай, когда размножение листом стало необходимым в условиях аквариума – единственным путем оставить потомство. Это папоротник цератоптерис, все три разновидности которого превосходно размножаются листьями. Мне случалось пользоваться этим наглядным материалом не только в пятом классе обычной школы, но и в школе рабочей молодежи. Учащиеся с неизменным интересом рассматривают растения цератоптериса, все листья которых зачастую сплошь покрыты дочерними растеньицами, вполне сформированными, причем видно, что местом заложения придаточных почек является жилка. Аквариум может служить превосходным поставщиком различных водорослей для лабораторных занятий с микроскопом. Здесь есть и микроскопические одноклеточные и крупные, видимые простым глазом, нитчатки. В устоявшемся аквариуме с нормальным режимом на светло освещенных стеклах будут преобладать зеленые водоросли, на темных же поселяются представители диатомовых. Сине-зеленые водоросли живут лишь во вновь устроенных аквариумах, а также таких, где в воде много кальция. В правильно устроенном аквариуме учитель всегда найдет живой материал для лабораторных занятий с микроскопом; по теме "Простейшие". Нужно только знать, где аквариумных простейших искать. Капля воды, взятая с поверхности, содержит обычно лишь отдельных инфузорий, как правило, мелких, ибо крупных в открытой воде хватают рыбы. Если пипетку опустить на дно, в заросли мелколиственных растений, здесь инфузорий, как правило, много и они достаточно крупны для того, чтобы рассмотреть их при помощи относительно слабеньких школьных микроскопов. Однако культуру для лабораторных занятий лучше готовить заранее. Это не составит труда. Достаточно в литровую банку набрать указанным способом немного воды, долить доверху аквариумной водой, бросить немного гниющих растений и культура через неделю будет готова. Для ребят занятия с такой культурой гораздо занятнее и полезнее, чем, скажем, с культурой на сенном настое или дрожжевой культурой парамеций. Аквариумные инфузории очень разнообразны, здесь попадается и крупный красивый трубач–стентор, и извитые, грациозные сувойки.
Из кишечнополостных в аквариуме часто встречается гидра, однако с ней приходится бороться, так как она беспокоит рыб, иногда пожирает мальков и личинок. Поэтому гидру лучше держать в отдельной банке, подкармливая периодически циклопами. Если перед лабораторными занятиями нужно развести много гидр, начните их кормить регулярно, а одновременно повысьте температуру и смените частично воду. Обычно это вызывает вспышку размножения. Есть в аквариуме и другой представитель кишечнополостных – пресноводная гидромедуза. Наблюдать за ее движениями, зарисовывать устройство ее тела школьники-шестиклассники очень любят. К сожалению, в аквариуме она случайный гость. Между тем в осеннее время во многих прудах с легкостью можно наловить сотни гидромедуз и бывает заманчиво напустить их в аквариум множество. Однако следует помнить, что это может вызвать кислородное голодание и гибель всего аквариумного населения.
И наконец, рыбы. Аквариумный живой материал на уроках, посвященных этой теме, практически незаменим. Бесспорно, тут следует отдать предпочтение рыбам, взятым из отечественных водоемов, и в этом отношении учителю окажет большую помощь книга С.В.Герда "Аквариум в школе". Однако не следует забывать и об обитателях комнатного аквариума. Показать многообразие форм, взаимосвязь облика и экологии рыб, изменчивость и наследственность, результаты селекции, взаимозависимость естественного и искусственного отбора – во всех этих вопросах учителю могут помочь аквариумные рыбы.