Заранее хочу предупредить: моя статья не претендует на то, чтобы служить руководством по фотографированию рыб. Просто я хочу поделиться тем опытом, который имею. Предвижу, что у многих аквариумистов возникнут вопросы: "А что будет, если использовать иные камеры, объективы, осветители?.." и т. д. Я не профессионал-фотограф и не теоретик, так что предположить и предугадать, что будет в том или ином случае – не берусь.
Большое количество фотокамер, объективов, осветительной аппаратуры и фотоматериалов не позволяет одному человеку проделать все эксперименты, чтобы найти оптимальный вариант. Поэтому советую не стесняться в экспериментах, смелее пробовать возможные варианты съемок и, конечно, делиться опытом.
Фотографии рыб, особенно цветные – очень ценный материал, так как в редких случаях рисунки дают правдивое представление о рыбе. Качество фотоматериалов и объективов позволяет получать на диапозитивах совершенно точную цветопередачу.
Мысль заняться фотографированием на цветные диапозитивы, или, как их называют, "слайды" или "диас", возникла у меня во время поездки в ГДР. В этой стране редкий аквариумист не пользуется слайдами. Как только возникает разговор о рыбе, сразу же появляются слайды, которые либо просматриваются в портативном проекторе, либо проецируются на экран. Доказывать пользу такой фототеки, конечно, излишне.
Фотографировать я начал на узкую пленку, но вскоре обзавелся камерой и для широкой пленки. Ценными советами мне помогли Иоахим Рихтер, фотографиями которого иллюстрированы многие зарубежные книги и журналы по аквариумистике, и корреспондент газеты "Известия" Сергей Смирнов. И тому и другому я весьма признателен за дружескую поддержку и помощь.
Наиболее удобны для съемки рыб зеркальные камеры. Узкие слайды я делаю камерами "Зенит В" или "Практика Л", широкие – камерой "Салют".
Преимущество зеркальных камер очевидно, так как рыбы мелки и, чтобы занять рыбой кадр, приходится прибегать к установке удлинительных колец.
При выборе объектива для цветной съемки необходимо учитывать качество объектива с точки зрения не только его разрешающей способности, но и цветопередачи. И вот здесь приходится признать, что нормальный объектив к "Зениту" "Индустар-50" дает много нежелательных сине-зеленых тонов. Почти идеальную цветопередачу обеспечивает объектив "Индустар-50"; по своей цветопередающей характеристике он больше других приближается к эталону цветопередачи – "Тессар-50".
Однако фотографировать рыб нормальными объективами с установкой удлинительных колец трудно: приходится приближать объектив почти вплотную к стеклу аквариума, а это пугает рыбу и она начинает метаться. В связи с тем, что границы глубины резкости при съемке с кольцами сокращаются до миллиметров, сфотографировать рыбу в 1 этом случае просто невозможно.
Значительно облегчает съемку применение длиннофокусных объектов, которые устанавливаются на камеры с удлинительными кольцами. Так, при съемке "Зенитом В" я пользуюсь объективом "Юпитер НА" 4135, при съемке "Практикой" – объективом "Из иены" 3,5/135, при съемке "Салютом" – "Таиром 33" 4,5/300. Все эти объективы позволяют , передать практически неискаженный цвет.
Удобнее всего фотографировать камерой "Практика": камера, объектив и кольца оборудованы системой автоматической диафрагмы, которая закрыта до необходимого значения только в момент съемки: это позволяет следить за снимаемой рыбой до последнего момента при полностью открытой диафрагме, что обеспечивает резкость изображения на пленке. Особенно важно это при съемке на цветную пленку. Дело в том, что пока ассортимент цветных диапозитивных пленок невелик, имеющиеся в продаже пленки рассчитаны либо на дневное (естественное) освещение, либо на искусственное – от ламп накаливания (последние – весьма редки в продаже, да и цветопередача у них, с моей точки зрения, несколько хуже).
Я работаю с пленками, рассчитанными на дневной свет или на свет электронных ламп-вспышек. При этом, производя съемку со вспышками, освещать рыб лампами накаливания для наводки на резкость приходится весьма осторожно, так как избыток света от ламп накаливания неизбежно приведет к нарушению цветопередачи. Включать лампы накаливания в момент съемки нельзя, так как рыба не стоит на месте, и все время приходится следить за тем, чтобы она осталась в границах резкости.
Для подсветки я пользуюсь лампой 25вт, а при таком освещении даже незначительное закрытие диафрагмы усложняет наводку на резкость. Таким образом, и здесь сказывается преимущество камеры с автоматической диафрагмой. Стремясь осветить рыбу во всех плоскостях, я устанавливаю три вспышки – две перед аквариумом и одну сверху.
Установка вспышек перед аквариумом требует, определенного внимания. Следует помнить, что угол падения луча от вспышки равен углу отражения луча от поверхности аквариума. Если вспышка установлена без учета этого правила, отраженный от аквариума луч попадет в объектив, и кадр будет испорчен. Не нужно большого опыта, чтобы научиться правильно устанавливать вспышки. Для проверки можно сделать съемки на черно-белой пленке; это же поможет правильно определить оптимальные значения диафрагмы при съемке.
Варьировать величины выдержек при съемке со вспышками нельзя, так как экспозиция постоянна и равняется 1/30 сек, поэтому и приходится подбирать значение диафрагмы. Величина диафрагмы (в нашем случае – величина экспозиции) зависит от многих факторов: освещения, то есть мощности светового потока вспышки; расстояния вспышки от снимаемого объекта, качества и толщины аквариумного стекла; цвета воды (со временем она насыщается гуминовыми веществами и окрашивается); толщины слоя воды до рыбы и, как это ни странно, цвета и размера рыбы.
Решающую роль при съемке на цветную обратимую пленку играет точная экспозиция. Поэтому предварительно необходимо проделать ряд экспериментальных съемок на черно-белой пленке.
В качестве осветителей при съемке в цвете я пользуюсь вспышками системы ФИЛ, работающими как от сети, так и от батарей. Съемку на черно-белую негативную пленку можно вести как со вспышками, так и с обычными осветителями (лампами накаливания). При лампах накаливания величину экспозиции легко определить по экспонометру.
Для съемки на цветные диапозитивы я пользуюсь пленками ЦО-2 (СССР), орвохром (ГДР) и эктахром (Англия). Наилучшая, с моей точки зрения, пленка орвохром, наша пленка более мягкая, а английская – более контрастная, хотя в отдельных случаях приходится пользоваться именно этими пленками.
Проявлять цветные обратимые пленки в домашних условиях, мне кажется, нецелесообразно, лучше пользоваться услугами лаборатории.
Рыбу лучше фотографировать в специальном аквариуме. Для этой цели больше всего подходит аквариум из органического стекла, причем, чем тоньше стекло, через которое ведется съемка, тем меньше искажений будет в цветопередаче.
Мой съемочный аквариум для мелких рыб сделан из органического стекла. Его размеры 30х20, высота 20см. Толщина переднего стекла 4мм. Сверху аквариум накрыт крышкой, на которой установлена вспышка и лампа накаливания для подсветки. Нельзя в этот аквариум заливать свежую воду, даже если рыба переносит это: в свежей воде начинают выделяться пузырьки воздуха, которые покрывают стекла и мешают фотографированию.
Вода должна быть отстоянной и, конечно, прозрачной, без какой-либо взвеси. Можно взять воду из аквариума, профильтровав ее через вату. На дно аквариума надо положить крупный, хорошо промытый песок, который даже при умышленном взмучивании сразу осаждается.
Если предполагается длительное (в течение нескольких часов) пребывание рыбы в съемочном аквариуме, а это бывает, когда после пересадки рыба пугается и теряет окраску, необходимо установить фильтр.
Я обычно пользуюсь стандартным поролоновым фильтром. В аквариум помещаю растения, на корни которых вешаю свинцовые или стеклянные грузики. За задней стенной устанавливаю фон.
Фон надо делать из материала, не отражающего или мало отражающего лучи вспышек или осветителей. Иначе возникнут встречные отраженные лучи, которые вызовут нежелательные блики и могут даже попасть в объектив, засветив изображение. Лучший материал для этого – бархат различных цветов.
Особое внимание подбору фона приходится уделять при черно-белой съемке. Понятно, что темная рыба на темном фоне пропадает, на белом же она будет чрезмерно контрастна. Если же вы захотите показать приспособительную окраску рыб, то и фон надо подобрать соответствующий.
Пока фотографированием рыб занимаются единицы. Мне хочется, чтобы в дальнейшем как можно больше аквариумистов и ихтиологов увлеклись этим видом фотографии. Ведь далеко не всем пришлось наблюдать нерест рыб, брачные игры, охрану родителями кладок икры или стаек мальков, развитие икринок и выклев и т. д.
Наличие таких фотодокументов позволит показать широкому кругу читателей интереснейшие явления из жизни рыб.
в моем понятии художественное=постановочное фото съемка рыб-репортаж
Абсолютно не обязательно. Во-первых, если вы задумаетесь, чем репортажные фотографии Анри Картье-Брессона отличаются от репортажных фотографий Ивана Пупкина из газеты "Бобруйские ведомости", то поймете, что противопоставлять репортажную съемку и художественность нельзя, ну или, как минимум, это не ведет к созданию хороших снимков. Во-вторых, на мой взгляд, в аквариумной фотографии могут существовать самые различные направления, в том числе эквиваленные таким жанрам общей фотографии как "портрет", "репортаж", "жанр", "гламур", "фото на паспорт", "макро", "пейзаж", "интерьер".
обыватель об этом знать не должен
Например, можете мне по секрету сказать, какие есть идеи относительно техники реализации тональной перспективы в аквариумной фотосъемке?
Я вас всё на художественное пытаюсь настроить, а вы опять про мегапиксели и прошивку...
в моем понятии художественное=постановочное фото съемка рыб-репортаж,задача "вытянуть" объект съемки.что такое "вытянуть"-не скажу,обыватель об этом знать не должен
я избалован 25МП студийными снимками,мелкие картинки смотреть неинтересно. я и своим кенон 720ис с "правильной" прошивкой хорошо снимаю,и мне его достаточно
Я вас всё на художественное пытаюсь настроить, а вы опять про мегапиксели и прошивку...
я написал общие условия.как фотограф с фотографом спорить нехочу. чтож,можно и в авто снимать,если устраивает.все можно,но не все нужно.все-таки в ручном режиме и интереснее и лучше. представленные ссылки-всего лиж скадрированные,если достаточно и таких-ради бога я избалован 25МП студийными снимками,мелкие картинки смотреть неинтересно. я и своим кенон 720ис с "правильной" прошивкой хорошо снимаю,и мне его достаточно(все равно денег на зеркалку нет)
Фотография – это прежде всего умение правильно распорядиться светом.
Именно!Фотография-рисование светом...
ни в коем случае не снимайте на автомате! (а то я приеду и по голове настучу )
чтобы иметь желаемый результат нужно желание,упорство,практика и деньги
Примеры снимков любителей цихлид, сделанных в авторежиме.
http://www.cichlids.ru/gallery/albums/userpi...
http://content.foto.mail.ru/mail/alex_shvarz...
Я думаю, если бы автор статьи, увидел эти снимки, он бы оценил их качество достаточно высоко.
Для многих аквариумистов это вполне приемлемый уровень, и им нет смысла дальше углубляться в технику фотографирования, если речь идет только о фотографировании рыбок. Тем более, что имеется явная тенденция совершенствования работы любительских камер в авторежимах. Следующий уровень это съемка в мануальном режиме со стандартными параметрами и ТТЛ-вспышкой – тоже, по сути, автомат.
Еще раз повторю свою мысль. Сейчас не проблема получить яркий резкий снимок. Но кроме чисто технических параметров, существует еще и художественная сторона фотографии, и вот тут в аквафотографии целина непаханная. Вот об этом надо задумываться.
1. чем больше размер матрицы,тем лучше
У меня из всех камер, которыми я в разное время фотографировал – Canon 30D, Nikon D200, Olympus E-3 – самые лучшие результаты получаются с последней, т.е. имеющей наименьшую среди перечисленных камер матрицу.
)))))
лично я вспышкой стараюсь не пользоваться,да и дурной тон это-рыб слепить.
На самом деле прямая аналогия - студийная съемка со специальными осветительными приборами против домашней съемки при свете люстры (даже если у вас в руках камера Nikon D3) говорит, что по-профессиональному качественную картинку можно получить только с использованием специально поставленного света (вспышек, студийных моноблоков, галогенового света). Фотография – это прежде всего умение правильно распорядиться светом.
чем больше светосила у объектива,тем лучше.
Хотел бы я знать, какие преимущества обеспечивает объектив, имеющий светосилу 1.2, имеет перед объективом, имеющим светосилу, скажем, 2.8 при съемке аквариумных рыбок? Например, известный аквафотограф Христо Христов многие свои снимки делает на апертурах f/16-20.
а.......пофиг.снимайте на телефоны
про настройки-я имел ввиду выбрать вариант стандартного ББ. хотелось кратко для начинающих,но с заделом на будущее.
один мой знакомый купил никон Д3Х (так вроде)+3 объектива,все назаказ из Японии,получилось почти 350 т.р.,когда он снимает с макс исо без вспышки все на него косо смотрят и у виска крутят.а ему все равно,у него не имеют значения настройки.а на бюджетных камерах приходится принаравливаться.
а что со снимком в ФШ еще делать,если руки от куда надо растут,кроме как ББ проверить,скадрировать,да для печати подготовить? много однородного света с помощью доп. подсветки,ну или хотябы вокруг аквариума белые листы чего-нибудь подставить.много разных способов.
ни в коем случае не снимайте на автомате!
бред.
чтобы иметь желаемый результат нужно желание,упорство,практика и деньги
с этим согласен
на незеркальную камеру снимать аквариумы можно,но очень трудно.
полный бред. аквариумы можно снимать на любые камеры. для съемки аквариума зеркалка не дает особых преимуществ. вот фотографирование рыб крупным планом, это да, с помощью цифромыла весьма затруднительна.
желательно наскрести хотябы на никон Д40кит+вспышка(тыщ от 6 хотябы)+штатив(желательно).
снова ничего не понятно. если мы снимаем рыб, зеркалкой и с внешней вспышкой, то штатив нам не нужен. если снимаем со штатива сам аквариум, то не нужна вспышка. это азбука.
теперь нужно соблюдать условия:
1. чем больше размер матрицы,тем лучше(собственно поэтому и нужна зеркалка)
если имеется в виду физический размер матрицы, то согласен. при этом мегапиксельность почти никакой роли не играет.
2. чем меньше значение ISO ,тем лучше(камеры стоимостью от 150т.р. в расчет не берем)
в принципе, так и есть. причем от цены камеры это никак не зависит. на практике при схемке без вспышки меньше, чем iso 400 применить вряд ли не получится. разве что в морском рифе.
3. кроме баланса белого (ББ) все настройки вручную(можно поподбирать из предложенных в настройках,что больше понравится)
что за бред опять? меня очень интересует, какие именно настройки надо ставить вручную? и, главное, в какое положение? и чем баланс белого не угодил? его тоже почти везде можно руками крутить или ставить по белой карте. для особо сложных условий съемки, в аквариумах с комбинированным освещением лампами с разным спектром так приходится делать регулярно.
3. света должно быть много и он должен быть однородный(а то камера не поймет,как ей ББ ставить,в результате все синее,желтое,зеленое...)
интересно, а где его взять, этого много однородного света?
4. снимок надо проверить в фотошопе (ФШ) на ББ,подкорректировать при необходимости уровни.
вот собственно и все.
хм. про обработку в фотошопе, которой так элегантно отведено единственное короткое предложение, люди пишут толстенные книжки. и проверкой бб она никак не ограничивается.
по цене можно уложиться в 25(ну макс 30т.р.) лично я вспышкой стараюсь не пользоваться,да и дурной тон это-рыб слепить.
пока без комментариев.
все это нужно для того,чтобы выдержка была как можно меньше,ведь именно из-за большой выдержки получается смазанно. также желательно приобрести макро-объектив. чем больше светосила у объектива,тем лучше.
светосила макрушника не имеет никакого значения. ибо чтобы получить нормальную глубину резкости реально рабочие дырки начинаются от f5,6 или f8.
ни в коем случае не снимайте на автомате! (а то я приеду и по голове настучу )
чтобы иметь желаемый результат нужно желание,упорство,практика и деньги на незеркальную камеру снимать аквариумы можно,но очень трудно. желательно наскрести хотябы на никон Д40кит+вспышка(тыщ от 6 хотябы)+штатив(желательно). теперь нужно соблюдать условия:
1. чем больше размер матрицы,тем лучше(собственно поэтому и нужна зеркалка)
2. чем меньше значение ISO ,тем лучше(камеры стоимостью от 150т.р. в расчет не берем)
3. кроме баланса белого (ББ) все настройки вручную(можно поподбирать из предложенных в настройках,что больше понравится)
3. света должно быть много и он должен быть однородный(а то камера не поймет,как ей ББ ставить,в результате все синее,желтое,зеленое...)
4. снимок надо проверить в фотошопе (ФШ) на ББ,подкорректировать при необходимости уровни.
вот собственно и все. по цене можно уложиться в 25(ну макс 30т.р.) лично я вспышкой стараюсь не пользоваться,да и дурной тон это-рыб слепить.
все это нужно для того,чтобы выдержка была как можно меньше,ведь именно из-за большой выдержки получается смазанно.также желательно приобрести макро-объектив. чем больше светосила у объектива,тем лучше.
Познавательно конечно...
В историческом смысле .
Собственно, уже есть вопросы с поправкой на настоящее время.
Вот дождемся, когда шеф-редактор сайта возвернется...
На самом деле, сфотографировать аквариумную рыбу, просто чтобы она получилась ярко и резко, сейчас при условии вложения в фототехнику энной суммы денег - не проблема. Современные цифровые камеры делают это вполне удовлетворительно даже на полном автомате.
Поэтому тему пора начинать рассматривать в ином аспекте - как фотографировать рыб, чтобы это было не только ярко и резко, но и художественно...