АКВАРИУМИСТИКА КАК НАУКА
Этот вопрос стоял в первой редакции сайта Аквария: Аквриумистика это наука. искусство или развлечение?
Аквариумистика - это наука, которая возникла благодаря увлечению человека содержанием рыбок и других животных, совместно с выращиванием водных растений замкнутом водоёме с прозрачными стенками –аквариуме.
Мы остановимся на аспектах аквариумистики водных растений. Вопросы:
- поддержания биологического равновесия в аквариуме,
- совместимости содержания растений из различных регионов Земли,
- адаптации природных форм в аквариумах,
- перевода полуводных растений из сухопутного состояния
- в подводное - в аквариумы,
- и, наоборот, из водного состояния в сухое состояние- в полудариумы,теплицы.
Эти вопросы требуют исследований и могут рассматриваться, как научные задачи биологии, экологии и физиологии растений.
Например, перевод взрослых растений, полученных из меристем в теплицы, затем в «детское»,подводное состояние в аквариум, подобен клонированию и в философском аспекте бессмертию.
Миллионы аквариумистов с пытливым умом исследователей природы на многочисленных интернет –форумах сообщают о своих наблюдениях, о полученном опыте, складывая по кирпичику великое здание Науки о Жизни.
Постановка задач
Особенности аквариумного культивирования растений
Температура.
Поскольку аквариумные растения родом из тропических и субтропических районов, температура имеет для них очень большое значение. Доказано, что значительный температурный перепад между днем и ночью очень благотворно влияет на рост растений. Большинство аквариумных растений хорошо себя чувствует в пределах 24- 26 градусов.
Освещение.
В природе растения хорошо приспособлены к естественным условиям освещения. В аквариуме же растения вынуждены довольствоваться искусственным освещением. Используются для этих целей различные лампы. У этих ламп различная светоотдача и спектры света. Вопрос выбора ламп рассмотрен в статье «Светокультура аквариумных растений» и требует дальнейших исследований.
Грунт.
Большинство аквариумных растений болотного происхождения, питание получают при помощи корневой системы, поэтому состав грунта играет большую роль. Важно, чтобы грунт был пористым, подвижным, для хорошей циркуляции воды и в нем были питательные вещества свойственные природным биотопам разных видов высаживаемых в аквариум растений. Грунты в аквариумах бывают природные: речной песок, мелкая галька, гранитная крошка, вулканит и искусственные: керамзит, вермикулит и др.
Вода.
Разные растения требуют различные показатели жесткости воды, но жесткость свыше 15 кH считается неблагоприятной. Избытки извести многие растения способны выводить в осадок (явление инкрустации) и использовать во время фотосинтеза в качестве источника углерода. Значение рН специфично для каждого вида растений Циркуляция воды должна осуществляться постоянно, так как верхние слои воды более теплые и богаты растворенными газами. Циркуляция, достигается при помощи фильтров.
Для фотосинтеза и роста растений необходим углекислый газ СО 2, точнее. углерод, в составе карбонатов и бикарбонатов. Углекислый газ растения получают от дыхания рыб и других обитателей аквариума, если этого не хватает углекислый газа, следует подавать в аквариум, лучше под колокол и аквариум сам возьмет сколько надо.
Высокое содержание кислорода является критерием благополучного содержания аквариума. При бурном росте растений величина насыщения воды О2 может вырасти до 130%. Также О2 способствует более хорошему усвоению питательных веществ и в меньшей степени их выпадение в осадок.
Свет.
В природе растения получают солнечный свет. Свет, воспринимаемый нами как белый в действительности является смесью цветов с различной длиной волны и располагающихся в диапазоне 380-780 нм. Такой диапазон необходимо обеспечивать аквариумным растениям за счет искусственных источников света
Продолжительность солнечного света, то есть относительная продолжительность светового и темного времени суток, влияет на очень многие биологические процессы на Земле. В Тропиках ,откуда пришли большинство аквариумных растений светлое и темное время суток по 12 ч.
С изменением угла падения солнечных лучей меняется спектральный состав света. При низком положении солнца спектр, сдвигается в длинноволновую область. Переход света из атмосферы в воду носит название фазовый переход. При этом часть света просто отражается от водной поверхности, отражательная способность воды не одинакова и зависит от целой группы факторов. В аквариумах, если источник света уже заведомо расположен к водному зеркалу под углом, то в воду лучей попадет крайне мало. Во время фазового перехода свет меняет угол падения. Также, если в воде содержатся взвешенные частицы, то свет может либо поглотиться ими, либо от них отразиться. Поглощается свет и растворенными веществами. Отражение и поглощение света - это потери, которые вместе обозначаются как световое ослабление. Длина волны с глубиной меняется. Грубо говоря, свет проникает тем глубже в воду, чем короче длина волны.
Очень важно обращать внимание на соотношение светового потока и потребляемой из сети мощностью. Это соотношение называется светопередачей (лм/вт). Очень большое количество энергии тратится на тепло в лампе, поэтому, чем выше световой поток при одинаковой мощности, тем выше светопередача и ниже высвобожденное количество теплоты.
Погруженные водные растения могут осуществлять развитие при недостатке света. Слабое проникновение света даже на сравнительно небольшой глубине обусловило у растений частичное или полное отсутствие дифференциации на губчатую паренхиму, сказалось на биосинтезе основного пигмента - хлорофилла в клетках эпидермиса. Такого рода изменения способствуют более полному и экономному использованию проникающего в воду света в фотосинтезе.
Под водой
У высших водных растений, в том числе аквариумных преобладает вегетативный тип размножения, наблюдается атрофирование зародыша и угнетение полового процесса, что является также приспособлением к подводному образу жизни. Действие пониженных температур сказывается на соотношении накопления отдельных видов пигментов и способствует биосинтезу антоциана, который придает стеблям и листьям красно-фиолетовую окраску.
Высшие водные растения могут быть способны покрываться известковыми корочками. Это называется явлением инкрустации. Оно распространено в водоёмах с жёсткой, богатой известью водой. Инкрустация связана с фотосинтезирующей активностью растений. Водные растения в процессе фотосинтеза могут поглощать углерод свободной углекислоты и карбонатов. Это явление часто наблюдается в аквариумах.
Хлорофилл - основной пигмент растений, отвечающий за фотосинтез. Находится он в мембранах тилакоидов хлоропластов. Основным фотосинтезирующим органом является лист. У водных растений он, как правило, имеет более упрощенную структуру по сравнению с наземными растениями. Так, например, у водных растений слабо развита
механическая и проводящая системы листа, погруженные растения не имею устьиц, нет или слабо развита кутикула, отсутствует палисадная ткань, хлоропласты имеются даже в эпидермисе.
Из большого числа самых различных пигментов только хлорофилл способен осуществлять преобразование энергии, все остальные пигменты (каротиноиды, фикобилины и т.д.) играют вспомогательную роль.
В химическом отношении - хлорофилл представляет собой соединение группы магнийпорфиринов. Магний (Mg) в растениях находится в молекуле хлорофилла (около 10% общего количества этого элемента в растениях), еще он находится в клеточном соке и протоплазме. Магний принимает участие в фотосинтезе, процессах дыхания и энергетического обмена, оказывает существенное влияние на деление клеток, синтез нуклеиновых кислот и нуклеопротеидов.
Ряд растений обладают высокой чувствительностью к содержанию магния. При недостатке магния содержание хлорофилла в зеленых частях растения уменьшается, листья (прежде всего нижние) становятся пятнистыми, "мраморными", бледнеют, а вдоль жилок сохраняется зеленая окраска,
затем листья постепенно желтеют, скручиваются с краев и преждевременно опадают. Развитие растений замедляется и ухудшается их рост.
О научных целях аквариумистики
На наш взгляд, это:
- исследование действия различных спектров света, температур и других факторов при выращивании растений,
- исследования факторов света, питательных веществ, температур и др. при переходных процессах аквариум –палюдариум, теплица –аквариум.
- систематический анализ распределения аквариумных растений (ревизия).
С целью:
- определения морфометрических характеристик растений,
- определения содержание пигментов в фотосинтетическом аппарате,
- сравнения ростовых и функциональных характеристик водных растений,
- определения совместимости видов и условий получения устойчивых гибридных форм.
Результаты таких исследований по отдельным видам растений могут быть представлены к защите в области биологии.
Скорее - романтическая...
Восемьдесят - до крайности оптимистичная цифра.
Думаю, идеалистическая.
Ну,Женя,ты неправ,и не 80%
Все-таки не так велик процент дураков..надеюсь...
Хотя!!! мистическим образом это число совпадает с процентом людей с клишированным сознанием,эмпирически еще Адольфом нашим указанное.
А автору респект и уважение...уж мне ли не знать, сколько бессонных ночей и согбенных над клавой дней надо потратить ,чтобы создать текст!У мну юннаты каждый год защищают Научно-Исследовательские Проекты!((((( Аж с 3 класса начинают!(((((
А счас и вовсе пришло письмо сверху,с 6 лет будут защищать(((
бедная моя спина...((((
Так что Михаилу могу только сочувствовать,ведь охота-пуще неволи.
Наука - это исследования гидробионтов в искусственной среде.
Как правило, осуществляемые специалистами.
Я на это смотрю так: пока содержание рыб ограничивается домашним аквариумом - можно издеваться над ними как угодно.
Можно посадить неонов к цихлидам и надеяться, что все будут жить дружно... Можно до посинения спорить о преимуществе одних ламп перед другими, о необходимости внешних фильтров и т.д.
Но если ты работаешь в океанариуме (к примеру) и отвечаешь за публичный многотонный аквариум с рыбами суммарной стоимостью в миллионы долларов - то пользоваться шаманскими методами, мягко говоря, неразумно - отсюда необходимость точно знать, как обеспечить рыбам и прочим гидробионтам адекватные условия.
То же относится к научным исследованиям гидробионтов в искусственной среде.
АКВАРИУМИСТИКА КАК НАУКА
.......
При бурном росте растений величина насыщения воды О2 может вырасти до 130%.
.......
Переход света из атмосферы в воду носит название фазовый переход.
.......
Хм. А мне нравится...
Слава Богу - не лженаука
Наука - это исследования гидробионтов в искусственной среде.
Как правило, осуществляемые специалистами.
Это - важно.
А "аквариумистика" на восемь десятых состоит из круглых аквариумов с умопомрачительными коллекциями пираний вперемешку с золотухами (пока первые сыты - "коллекция", потом популяция сокращается до вымирающей монокультуры), кладбищенских пейзажей в пластиковых "венках" с кораблями-водолазами, или же - необорот, (но ничем не лучше) - индустриально-ангажированных "трудов" крайне наукообразно оформленных и тем самым однозначно и бесповоротно сносящих башню романтичным и далеким от естественных наук любителям, числящим себя "продвинутыми перфекционистами"...
Примерам - несть числа: тут и "плюхи" от АДА, и сенсационные обнаружения "единственно правильной нитрифицирующей микрофлоры, не стойкой в среде и не образующей цист" (бля, извините, а как же тогда может существовать жизнь на планете, бля, Земля?! И как она, извините, миллион лет обходилась с азотным циклом до этого нереально глубокого прорыва отдельно взятого человеческого разума, подкрепленного производством единственно-правильной культуры в пИзурьках и банЫчках?!), и занимательные исследования ФАР в пользу единственно-правильных ламп (которые, в смысле - исследования - почему-то производятся не по нормализованным кривым, которые - одни для цветковых, другие - для низших и третьи - для "моря"), а по некоей чудовищной сборной солянке, по "карикатуре", собранной из всех трех групп помаленьку...
Можно тогда считать, что аквариумистика (по "венкам" и "коллекциям") - кич с элементами примитивных культов папуасов, или же - сугубый не совсем приличный бизнес, типа работорговли или сутенерства (по второй части)...
Но аквариумистика - ни одно, ни другое, ни третье...
И даже псевдонаучные "плюхи" имеют некоторое оправдание - не у всех же был Учитель, котороый мог во-время подсказать, что деньги имеют обыкновение заканчиваться, а позор остается на всю жизнь.
В Лейпциге у профессора Гельмута Мюльберга была кафедра АКВАРИУМИСТИКИ. Кстати, Кристина Кассельман называет себя его ученицей.
В нашем университете на факультете биологии и экологии давно проводятся исследования по аквариумистике. (См. мою статью "Cosmopogon" в "Aquarium Magazine" №3 2004.)
А сейчас у нас с профессором биологии В.Булаховым есть соискатели и аспиранты по вышеназванным темам.
П.С.
Если комментарии будут более существенны, я продолжу, и расскажу о планах экспериментов.
Честь имею! М.Климовицкий
Аффтар жжот, пышы исчо!!!
P.S. Народ, не указывайте на ошибки человеку, дайте всем поржать!!! :DRINK:
Я же предупреждал, что это была только часть, начало статьи.
Но горячий Киреенко ,как всегда влетел!
Печально, но как в пословице:
"Дураку пол работы не показывай!
По хорошему завидую настойчивости автора. На каждое его "белое" все по умолчанию кричат "чёрное". Но он не сдаётся.