Аквариумисты обычно покупают рыб в зоомагазинах или друг у друга.
Зоомагазины
Зоомагазины являются источником приобретения не только рыб, но и оборудования, элементов оформления, лекарств, книг и других необходимых предметов. Магазины бывают самые разные - одни предлагают главным образом рыб, другие - оборудование, а в третьих можно в равной степени найти и то и другое. Они отличаются друг от друга также качеством товара и услуг.
Может быть, совсем близко от вашего дома есть превосходный аквариумный салон и вам очень горячо рекомендовал его тот самый аквариумист, от которого вы впервые узнали об этом хобби. Однако скорее всего вам придется самостоятельно оценивать местных поставщиков рыбы. Посетите как можно больше магазинов, и вы сможете не только сравнить и сопоставить их между собой, но и увидеть гораздо более широкий выбор рыб и оборудования для аквариума.
Придя в зоомагазин, нужно обратить внимание на следующие моменты:
• Чистота и опрятность магазина.
• Чистота аквариумов. В них не должно быть больших скоплений детрита (продукта распада тканей.- Примеч. пер.), а также мертвых или умирающих рыб. Водоросли не должны покрывать смотровое (переднее) стекло настолько, чтобы невозможно было разглядеть рыб (водоросли на других стеклах вполне приемлемы).
• Здоровье рыб (см. главу 18). Если рыбы в аквариуме явно заражены какой-то болезнью, на таком аквариуме следовало бы поместить табличку "Не для продажи".
• Оформление аквариумов (см. главу II). В некоторых магазинах все аквариумы совершенно не оборудованы, чтобы было легче вылавливать рыб. Однако пустые аквариумы действуют на рыб угнетающе, особенно если свет из расположенного ниже аквариума просвечивает через стеклянное дно и рыбы подвергаются воздействию яркого света и снизу и сверху. Нет никакого оправдания для работников, если аквариумы в магазине не имеют фона (декорированной задней стенки). Правда, поскольку магазинные аквариумы постоянно подвергаются вторжению и оттуда нужно доставать рыб, неблагоразумно ожидать, чтобы все аквариумы были полностью оформлены. Высшего балла заслуживает магазин, обеспечивший в каждом аквариуме достаточное количество укрытий для рыб, например, в виде пещер или растений, пусть даже пластиковых.
• Информационное обеспечение. На каждом аквариуме должно быть четко написано, какие рыбы в нем содержатся и какова их цена. Общеупотребительные названия рыб допустимы только в том случае, если ими действительно пользуются все (см. главу 2), в противном случае обязательно должно быть приведено научное название, и при этом оно должно быть написано правильно. Если на аквариумах вообще нет надписей, или надписи наполовину стерлись, или на них указаны названия рыб, содержавшихся в этом аквариуме много месяцев назад,- все это свидетельствует не в пользу магазина. То же самое относится к аквариумам с надписями типа "разные тетры" или "разные цихловые". В некоторых магазинах не только четко обозначают названия и цену рыб, но также приводят краткие сведения об их размерах, когда они достигнут полного развития, об условиях их содержания и даже о том, подходят ли они для общих аквариумов и для аквариумистов-новичков. Эти магазины можно отнести к высшему разряду.
• Отношение персонала магазина к покупателям и его квалификация. С готовностью ли персонал предлагает вам советы и информацию? Правильны ли эти советы и информация? Отправляясь в магазин, стоит заранее подготовить несколько контрольных вопросов, основываясь на литературе, которую вы уже успели прочитать по данной теме (также см. ниже). Понаблюдайте, как сотрудники магазина обслуживают других покупателей. Как они вылавливают рыб из аквариумов - быстро и эффективно или долго гоняют их по всему аквариуму; правильно ли они упаковывают рыбу (см. главу 6) и т. п.
• На некоторых аквариумах может стоять метка "К" или "Карантин", либо "Не для продажи". Это свидетельствует о том, что в данном магазине рыб, недавно поступивших от оптовых торговцев, подвергают карантину на случай, если они заражены какими-либо болезнями. В некоторых магазинах имеется даже специальный аквариум для карантина, находящийся вне торгового зала. Поэтому, если вы не обнаружите в магазине аквариума с надписью "Карантин", стоит поинтересоваться у продавцов, как в этом магазине обстоят дела с карантином. Если окажется, что они вообще не подвергают рыб карантину или если вы увидите, что они распаковывают вновь поступивших рыб и сразу же выставляют их на продажу, это свидетельствует о безответственном отношении к покупателям. То же самое относится и к тем магазинам, где продавцы во всех аквариумах вылавливают рыб одним и тем же сачком (за исключением случая, когда его перед погружением в очередной аквариум предварительно смачивают дезинфицирующим средством, а потом прополаскивают свежей водой). Наибольшего признания заслуживают те магазины, где для каждого аквариума используют отдельный сачок, который либо висит рядом, либо находится внутри аквариума.
• Справочный материал. В самых лучших магазинах всегда есть достаточный выбор справочников, чтобы сами продавцы могли побольше узнать о рыбах, которых они продают, и удовлетворить любопытство покупателей. Разумеется, нельзя требовать от продавца, чтобы он знал абсолютно все обо всех видах рыб, поступающих в магазин. Если в магазине продаются такие книги, это дополнительный плюс в его пользу.
Вот несколько вопросов, которые вы можете задать в магазине, причем следует заранее отыскать правильные ответы на них.
Спросите, каковы будут размеры рыбы, когда она станет взрослой, если при этом вы заранее знаете, что эта рыба слишком велика для общего аквариума. Например, астронотус Astronotus ocellatus, длина которого примерно 30 см, или плекостомус Hypostomus plecostomus - 30-40см, или барбус Шваненфельда Barbus schwanenfeldi - около 40см.
Спросите, подходит ли та или иная рыба для содержания в общем аквариуме (в то время как вы точно знаете, что не подходит). Для этого вопроса также прекрасно подходит астронотус - эта рыба агрессивна, разрушительна и поедает более мелких рыб.
Задайте еще такой вопрос. Допустим, вы купите аквариум и оборудование здесь же, на месте, тогда сколько времени должно пройти между установкой аквариума и запуском в него рыб? Ответ такой: по крайней мере три - четыре недели.
Если вы получите правильные ответы, это хороший показатель. Значит, работники магазина заинтересованы в том, чтобы помочь вам обращаться с рыбами как положено, а не просто желают побыстрее продать свой товар. Хороший продавец может стать вам надежным другом. Он может заказать для вас какую-нибудь необычную рыбу, покупать у вас молодняк, продавать вам необходимое оборудование в нерабочие часы в случае срочной необходимости и оказывать вам другое содействие помимо своих обязанностей.
Приобретение рыб у других аквариумистов
Возможность приобретения рыб у других аквариумистов может показаться соблазнительной - ведь они часто предлагают рыбу бесплатно или по крайней мере дешевле, чем в магазине. Но покупать рыб у другого аквариумиста благоразумно только в том случае, если вы точно знаете, что он действительно хороший специалист и вы уже осмотрели его аквариумы. Помните о том, что молодые рыбы, которых он вам предлагает, скорее всего приходятся друг другу братьями и сестрами, а это нежелательно, если вы собираетесь использовать их в качестве производителей (см. главу 8).
Выбор рыб
Между вашим решением, каких именно рыб вы будете держать, и их реальной покупкой должен пройти промежуток времени по крайней мере в несколько недель. Ведь вам придется приобрести оборудование, установить аквариум и выдержать его как следует (см. главу 14), прежде чем вы запустите туда хотя бы одну рыбку. Тем не менее уже на самом раннем этапе очень важно обдумать проблему выбора обитателей аквариума.
Предположим, что вы последовали нашему совету и посетили несколько зоомагазинов - может быть, даже не один раз. Тогда вы научитесь замечать некондиционных или больных рыб и отличать их от высококачественных и здоровых. Это поможет вам окончательно определиться с выбором поставщика.
Если вы хотите, чтобы удача сопутствовала вам с самого начала, очень важно, чтобы купленные вами рыбы были здоровы. Почти неизбежно каждому аквариумисту рано или поздно приходится пережить вспышку болезни среди рыб (см. главы 18 и 20), но этот риск можно свести к минимуму путем тщательного отбора особей (см. главу 8). В качестве производителей следует использовать только самых лучших рыб.
Не совершайте такую распространенную ошибку, как некоторые люди, покупающие ту или иную рыбу только потому, что им ее жаль: например, если она худая, меньше других или отличается от них окраской, если она ранена, беспокойна или еще по каким-то признакам нестандартна. Точно так же самая крупная рыба из всех может оказаться задирой и будет отгонять всех остальных рыб от пищи. Лучше брать рыб среднего размера - они, скорее всего, не доставят вам особых хлопот. Но помните о том, что у некоторых видов самцы и самки отличаются по размерам.
В магазине вы имеете право требовать, чтобы продавец поймал для вас именно ту рыбу, которую вы выбрали. Однако неблагоразумно ожидать, что он станет вылавливать для вас какую-нибудь очень мелкую рыбешку в стае из 50 или 100 рыб. В такой ситуации обычно принято вытаскивать рыб наугад, и вы можете либо брать их, либо отказываться. Продавец обычно захватывает рыб в тот момент, когда они находятся между сачком и передним стеклом аквариума, чтобы у вас была возможность как следует рассмотреть их. Если он этого не делает, специально попросите его об этом. Ни в коем случае не смущайтесь и не бойтесь отказаться от предложенной вам рыбы. Может быть, некоторых рыб продавец сам забракует, если сочтет их некачественными. В таких случаях лучше согласиться с его мнением. Как только рыба окажется в полиэтиленовом пакете, осмотрите ее еще раз - ведь когда ее ловили сачком, у вас была возможность разглядеть ее только с одной стороны.
Не стесняйтесь вообще отказаться от покупки - например, если продавец подвергает рыб стрессу, бесконечно гоняя их по всему аквариуму (опытный продавец должен ловить рыб быстро и эффективно) или если вы не удовлетворены качеством упаковки. После того как вы заплатите за рыб, с точки зрения персонала магазина, вы уже сами несете за них ответственность, и благополучно довезти их домой и познакомить с их новым жилищем - уже целиком ваша задача (см. главу 6).