От автора

Рыбоводство - одно из древнейших занятий человека. Ученые полагают, что составная часть его - декоративное рыбоводство появилась вместе с ним. Таинственные чаши-бассейны в городе-государстве Лагаше, существовавшем в 3 тысячелетии до н.э. в Древнем Шумере (Месопотамия); обширные пруды при зоопарке царицы Нефертити в древнеегипетском городе Ахетатоне (XIV в. до н.э.); стеклянные сосуды минойской цивилизации Крита (4 тысячелетие до н.э.); выложенные мозаикой бассейны великолепных древнеримских вилл - все эти творения древних определяются в специальной литературе либо как рыборазводни, либо как водоемы для содержания рыб в декоративных целях.

В "Большой энциклопедии аквариумистики" немецкий ученый Г.Фрей на основании древних источников доказывает, что уже египтяне заводили в домах специальные сосуды для содержания рыб, причем "не столько по степени их хозяйственной пользы". Другими словами, в домах древних египтян были прообразы аквариумов, но у этих сосудов еще не было прозрачных стенок.

Родиной декоративного рыбоводства, предполагающего разведение красивых рыбок для их созерцания, историки называют Древний Китай. Эту точку зрения косвенно подтверждает старинная китайская "Книга песен". Она датируется XI-VII вв. до н.э. и считается одной из древнейших книг человечества. В частности, о декоративных рыбках - любимицах императора - там говорится следующее:

Когда властитель в своем саду,
Прыгают рыбы в дивном пруду.

В 473 г до н.э. китаец Фан Ли, увлекавшийся разведением карпов, написал первую в мировой истории книгу-руководство по рыбоводству "Разведение рыб".

Первыми рыбами, которых стали содержать и разводить в декоративных целях, вероятнее всего были золотые рыбки. У китайцев есть три легенды об их возникновении. Согласно первой, золотые рыбки - это слезы прекрасной девушки Тао, покинутой ее возлюбленным. Вторая легенда говорит, что небесный царь превратил свою непослушную дочь в золотых рыбок, а она в таком виде сбежала с небес на землю. По третьей легенде, золотые рыбки - дети Океана; они жили в его подводных дворцах, но однажды буря выбросила бедняжек в пруды, озера и реки суши, там рыбки и остались жить.

Известно, что еще до нашей эры китайцы содержали золотых рыбок в особых водоемах. Но постоянным атрибутом императорских прудов и бассейнов они становятся с конца XII в. Начало этому положил император Чао-коу, большой любитель золотых рыбок. В эти же годы в домах китайской знати появились первые доподлинно нам известные чаны-аквариумы.

В 1611г. фарфоровые чаны-аквариумы с золотыми рыбками были впервые привезены из Китая в Европу. Рыбки еще многие годы не приживались в чужих краях, поскольку за ними не умели ухаживать. Их постоянно завозили из Китая.

Однако сам факт содержания золотых рыбок в особых небольших сосудах подтолкнул жителя города Страсбурга Балднера к тому, что в 1666г. он посадил пойманных им в местном пруду рыб в сосуд с прозрачными стенками и стал наблюдать за ними. Так был создан прообраз настоящего аквариума, хотя в нем еще не было ни грунта, ни водорослей. Тогда же Балднер впервые обратил внимание на то, что вьюн предсказывает погоду.

В 1672г. лейб-медик Бранденбургского курфюрста Тюрнейссер впервые изготовил стеклянный шар и посадил туда рыбок. Так появился круглый аквариум.

Однако разводить декоративных рыб еще долго не умели. Только в 1728 году в теплицах английского герцога Ричмондского впервые были созданы необходимые условия для нереста все тех же золотых рыбок, и специалистам удалось выкормить мальков. Это событие стало вехой в будущей науке аквариумистике - теперь стало ясно, что декоративных рыбок можно разводить в искусственно созданной человеком среде.

Следующим этапом в становлении аквариумистики называют 1797г., когда житель германской земли Тюрингии Бехштейн издал труд под названием "Естественная история комнатных животных". В книге рассказывалось, как содержать дома вьюнов и золотых рыбок. Специалисты называют эту книгу первым в истории руководством по аквариумистике.

В 1841г. английский ученый Р.Уард впервые показал широкой публике сочетание сосуда с прозрачными стенками, водной растительности и рыбок и указал на его научную и эстетическую ценность. Слово аквариум (от латинского aquarium - водоем) в применении к данному сочетанию впервые употребил в 1855г. английский ученый А.Госсе. Этих английских специалистов считают предтечами аквариумистики.

Отцом же этой науки (и одного из увлекательнейших хобби, приверженцами которого являются сегодня миллионы жителей нашей планеты) считается немецкий ученый Э.А.Россмесслер. Аквариумистика, по другому комнатное рыбоводство, по общему признанию начинается с 1856г., когда вышли первые научно-популярные статьи Россмесслера, призванные способствовать распространению естествознания среди широких слоев населения. Автор утверждал, что лучше всего этому может способствовать комнатный любительский аквариум.

В Россию декоративных рыб завезли при царе Алексее Михайловиче (1629-1676 гг.). В дар царю доставили золотых рыбок. Красавиц поселили в особых вазах и подолгу любовались ими, однако не кормили, полагая, что рыбы питаются водой. Очень скоро рыбки погибли, но память о них сохранилась в народе. Одну из распространенных тогда легенд рассказала А.С.Пушкину няня Арина Родионовна. По воспоминаниям детства поэт написал "Сказку о золотой рыбке",

Первые декоративные аквариумы в нашей стране появились в 1856г. Их изготовил и начал продавать член Российского Общества акклиматизации А.И.Гамбургер. В кратчайший срок он только в Москве продал 400 аквариумов. Вначале в аквариумах Гамбургера жили только золотые рыбки, затем появились макроподы.

В 1867г. была опубликована первая отечественная книга по аквариумистике. Это труд П.А.Ольхина "Чудеса вод в комнате. Комнатный аквариум и его обитатели". В 1863г. в Москве была организована первая выставка аквариумов. Всего в XIX в. их состоялось одиннадцать. Российские аквариумисты показали посетителям выставки петушков, барбусов, гурами, американских ушастых окуней, промысловых рыб нашей страны. С этих выставок началось массовое движение аквариумистов России. Оно не пресеклось ни в годы революции и гражданской войны, ни во время Великой Отечественной войны. Достижения наших любителей декоративных рыб признаны во всем мире.

Почему же столь много людей увлекаются столь сложным и трудоемким хобби, даже сделали его первейшим делом своей жизни?

Аквариум можно назвать своеобразным видом искусства, творчеством, доступным далеко не каждому желающему им заниматься. Только талант художника может создать, постепенно вырастить такое уникальное произведение, каковым является каждый обихоженный заботливой рукой аквариумиста мирок подводного царства. Именно так: аквариумист является творцом необычайного мира, заселенного чудными водными народца-ми, у каждого из которых свои формы и цвета, различные характеры и сам образ жизни. Азарт художника делает завзятого аквариумиста фанатом этого прекрасного увлечения.

Вот как описан один из таких мирков в книге "Комнатный аквариум" (Алма-Ата, 1965).

"Яркая зелень водяных растений, покрытых при солнечном свете множеством блестящих, как жемчужинки, пузырьков воздуха, радует глаз своей свежестью и разнообразием. Длинные ленты похожей на траву валлиснерии поднимаются к поверхности воды и стелются по ней. Изоэтис пучками нитевидных стрелок тянется вдоль стекла. Нарядные веточки папоротника - риччии - пушистым ковром затягивают поверхность воды. Плавающие в подводных зарослях рыбки привлекают внимание наблюдателя своей формой и окраской. Плавно движется плоская, как лист, напоминающая бабочку, скалярия. Стройные меченосцы удивляют наблюдателя длинным, напоминающим шпагу отростком хвоста. Стайкой проносятся необыкновенно разнообразно окрашенные самцы гуппи. По листочкам растений неторопливо передвигаются красные улитки, деловито очищая их своим языком-теркой..."

Представьте, перед вами благоустроенный, хорошо засаженный растениями и удачно заселенный рыбами аквариум. На первый взгляд сделать его очень просто, да и техника аквариумного рыбоводства кажется элементарной. Достаточно узнать, что каждодневная смена воды не обязательна, а полностью перемывать и переоборудовать правильно устроенный аквариум можно (даже желательно) не Чаще одного раза в несколько лет, и находится масса желающих обзавестись аквариумом. Но не тут-то было. Без предварительной подготовки дилетантов непременно постигнет неудача. Начинающий любитель, если его не отпугнули первые неприятности, обращается к книгам. Что же можно посоветовать почитать помимо данной книги?

Из дореволюционных изданий целесообразно обратиться к двухтомнику Н.Золотницкого "Аквариум любителя" (1916г. издания) и к труду А.Набатова "Комнатный пресноводный аквариум и его население" (1914г. издания). Эти книги частично устарели, но интересны уже тем, что являются той основой, на базе которой создавались последующие отечественные труды по аквариумистике. В работах Н.Золотницкого и А.Набатова, недавно переизданных массовыми тиражами, даны подробные перечни дореволюционных изданий по декоративному рыбоводству.

Из книг современных авторов можно порекомендовать "Аквариумное рыбоводство" М.Ильина. Один из авторитетнейших аквариумистов СССР, автор имел постоянные тесные связи с ведущими аквариумистами мира и накопил огромный опыт содержания самых разнообразных рыб, разработав методики ухода за ними и разведения их в российских условиях. Еще одно достоинство этой книги - очень легкое для понимания и одновременно научно обоснованное изложение материала.

Труднее читается работа А.Кочетова "Декоративное рыбоводство". Однако это издание, на мой взгляд, наиболее полно отражает современное состояние аквариумистики России. Особую ценность представляют собранный в книге справочный аппарат и богатейший иллюстративный материал. Аквариумисту, решившему заняться разведением декоративных рыб либо намеревающемуся собрать их богатую и разнообразную коллекцию, необходимо иметь эту книгу в своей библиотеке.

Об аквариумных растениях и моллюсках наиболее полно рассказывает справочник В. Жданова "Аквариумные растения". Это обобщающее издание описывает около 300 водных растений наших аквариумов, в нем даны сведения об их морфологии и особенностях развития, методы и приемы их выращивания. Не меньший интерес представляют краткие характеристики аквариумных моллюсков, а так же случайно попадающих в аквариум насекомых и кишечнополостных животных.

Текущие вопросы отечественной аквариумистики, новейшие разработки различных ее аспектов и информацию о вновь завезенных в Россию рыбах вы всегда можете прочитать в специализированном журнале "Аквариум". Он регулярно выходит с 1993 года.

В целом в нашей стране накопилась обширная, очень разнообразная литература по аквариумному делу. Авторами книг являются как наши, так и зарубежные специалисты. Хотелось бы посоветовать больше читать труды российских знатоков аквариума, поскольку успех аквариумиста объективно зависит от соблюдения необходимых требований в конкретных условиях. Наши авторы, прошедшие огромную школу дефицита, прекрасно знают специфику отечественных проблем и всегда подскажут, как выйти из сложной ситуации. Опыт - великое дело!

Теперь о структуре данной книги

Основной акцент в ней делается на аквариум-биотоп, создающий копию какого-либо участка природной среды реально существующего региона планеты. В литературе о таких аквариумах обычно говорится мимоходом. Мне же кажется, что это наиболее интересный тип коллекционирования, позволяющий широко и многопланово взглянуть на подводный мир, соединив его со всей совокупностью окружающих фауны, флоры, климата и мира человека. Создавая аквариум-биотоп, аквариумист погружается в азарт поиска, а не набирает первые попавшиеся на глаза водные растения или просто понравившихся рыб. Зачастую ему открываются растения или рыбки, как будто и неприглядные, но на деле чудные своей утонченной красотой или поведением. Ведь природа прекрасна во всех своих проявлениях. Помимо царства рыб вы невольно узнаете и природу суши выбранной вами местности, и условия жизни, историю и искусство проживающих там народов. Ведь аквариум-биотоп предполагает и общее соответствующее ему оформление если не всей комнаты, то уголка, где он находится.

Охватить абсолютно все малые регионы в одной книге не представляется возможным. Поэтому здесь отдельными главами представлены аквамиры либо отдельных континентов, либо огромных территорий, включающих в себя целый ряд подводных биотопов. При характеристике аквариумного мира этих регионов отдельно выделены наиболее важные биотопы, обитателей менее значимых биотопов можно определить по их персональному описанию. Значимость биотопов определялась по числу видов аквариумных рыб, для которых данный биотоп является природной родиной.