Доставить этих рыб в Европу удалось не сразу. Их отлавливали и в Таиланде, и во Вьетнаме, и на островах в Малайзии, но в пути рыбы не выдерживали даже суток и неизменно погибали. В те времена перевозка экзотических рыб осуществлялась традиционным способом - в деревянных бочках, доверху заполненных водой. Мало кто знал об особенностях биологии лабиринтовых рыб, хотя именно в эти годы в Париже Карбонье изучил и успешно развёл макропода. Не имея доступа к атмосферному воздуху, пленники доживали лишь до окончания погрузки бочек на корабль. После множества безуспешных попыток рыбы были отнесены к категории проблемных, и их распространение приостановилось на добрых двадцать лет.
Очевидцы недоумевали: в природе отлов производился в дождевых бочажках, сточных канавах, заброшенных карьерах с немыслимо грязной и мутной водой - чего же рыбам не хватало при перевозке ?! Только в самом конце XIX столетия некий сметливый европеец, наблюдая за капризными созданиями в естественном водоёме, заметил, что рыбы периодически поднимаются к поверхности воды за пузырьком воздуха. По совету проводника-индонезийца он наполнил перевозочные ёмкости водой лишь на две трети и не стал их запечатывать. В результате несколько тысяч переселенцев были доставлены по назначению без единой потери.
Таковыми впервые и встретила Европа пятнистых гурами Trichogaster trichopterus (Pallas, 1977) в 1896 голу. Рыбы получили широкое распространение и почти сразу были успешно разведены. В Россию первые партии рыб, также впоследствии успешно размноженные, поступили в 1912 - 1915 гг.
Собственно, обобщённое и весьма условное понятие "гурами" включает рыб 12 видов из 5 различных родов (Osphronemus, Helostoma, Sphaerichtys, Trichopsis и Trichogaster), причём род Helostoma некоторыми исследователями выделяется в самостоятельное семейство. Строго говоря, настоящий гурами из них один - это большая (до 75 см) промысловая рыба Osphronemus goramy Lacepede, 1802, которая у жителей Зондских островов считается изысканным деликатесом. Рыбы других родов значительно мельче - от 30-сантиметровых целующихся гурами (Helostoma temminskii) до крошечных (3 - 4 см) карликовых гурами (Trichopsis pumilus).
Наибольшей популярностью у аквариумистов пользуются представители рода Trichogaster. В настоящее время номинальная форма пятнистого гурами в любительских водоёмах встречается достаточно редко; гораздо чаще содержатся так называемые мраморные гурами, полученные путём скрещивания пятнистых гурами с обитающим в пресных водах о. Суматра подвидом T.trichooterus sumatranus, имеющим голубоватую окраску. Последующая селекция позволила получить экземпляры ярко-голубой, серебристой и металлической окраски основного фона с причудливыми полосками и пятнами на задней части тела.
Свойственная гурами неприхотливость, простота их содержания и разведения позволяют большинству аквариумистов относиться к ним как к пройденному этапу, своеобразной ступеньке на пути приобретения личного опыта. Как следствие - снижение спроса на них, тем более на фоне наплыва большого количества новых экзотических диковинок с водоёмов всего мира.
Безусловно, пик популярности гурами как аквариумной рыбы давно миновал, но о безнадёжном угасании интереса со стороны как новичков, так и любителей со стажем, к счастью, говорить пока не приходиться. Об этом свидетельствуют и постоянное появление новых селекционных форм гурами с необычной окраской, и непременное присутствие привычных вариететов в ассортименте предприятий зооторговли.
Содержать трихогастеров несложно и очень увлекательно. Длительное наблюдение за сытыми здоровыми рыбами доставляет истинное удовольствие и никогда не надоедает; их весёлость и "общительность", беззлобная задиристость невольно завораживают. Если возможна такая параллель, то из четырёх типов темперамента к гурами более всего подходит определение "сангвинник". Подвижность, неизменный интерес ко всему новому - будь то сосед по аквариуму, ползущая по стенке улитка или только что помещённый на дно элемент декорации - всё это делает их непохожими на рыб многих других видов.
У всех видов гурами (кроме хелостом) передние лучи грудных плавников видоизменены и приобрели форму тонких длинных нитей, служащих органом осязания. Этими парными отростками рыбы с комичной серьёзностью обследуют незнакомые предметы. Несколько десятилетий назад любительское название "нитеносец" использовалось даже чаще, чем "гурами".
Рыбы любят достаточно яркое верхнее освещение, температура 24 - 26 градусов С, dGH 8 - 10, PH около 7. Вода предпочтительна свежая, желательна её подмена (до 1/3 объёма) раз в неделю. Несмотря на способность рыб существовать при дефиците кислорода, лучше всего они растут и развиваются в обычных аквариумных условиях с налаженной аэрацией и фильтрацией, при минимуме растворённой и взвешенной органики. Хорошие кислородные показатели среды никак не влияют на потребность рыб в самостоятельной прямой "подпитке" атмосферным воздухом - об этом следует помнить и при содержании, и тем более при транспортировке. Отсутствие доступа воздуха приводит к необратимым изменениям в сосудах уникального дыхательного органа (лабиринта), и через несколько часов неминуемо наступает гибель рыб.
В аквариумах с нитеносцами желательно наличие плотной водной растительности, но с обязательным свободным пространством для плавания и стайных игр. В резервуарах без растений рыбы становятся несколько пугливыми и менее контрастными по расцветке. Ёмкость аквариума для содержания нескольких пар взрослых производителей должна быть не менее 100 литров.
Все представители рода Trichogaster воистину всеядны, за исключением, пожалуй жемчужного гурами T.leeri, чуть более разборчивого в искусственных кормах. Если других лабиринтовых легко приучить к любым животным и растительным кормам, то эти сразу принимают все виды незнакомой пищи, поглощая её с аппетитом и в большом количестве. В природе рыбы явно не избалованы достатком пропитания, что и привело к широкой пищевой адаптации - насекомые, личинки, растительная органика, пищевые отбросы, донная фауна - что называется, лишь бы поместилось во рту. В аквариумах нитеносцы, помимо традиционных живых кормов, с равным успехом поедают скоблёное говяжье мясо, рыбу, мясо птицы, сердце, печень, овсяные хлопья, белый хлеб, плавленый сыр, нежирный творог и т.д. Чувство меры у рыб оставляет желать много большего, поэтому важно не допускать перекорма; 1 - 2-недельную голодовку взрослые экземпляры переносят без всяких последствий. Не отмечается даже обычного в таких случаях похудания, а также роста внутри- и межвидовой агрессивности.
Интересно отметить особую приверженность гурами к такому малопочтенному виду корма, как сушёные дафнии и гаммарусы. Почуяв запах лакомства, рыбы буквально сатанеют, расталкивают соседей, и, добравшись до кормушки, захватывают корм с поверхности вместе с пузырьками воздуха, что приводит эффект громкого чавканья. Разумеется, отсюда не следует, что рыб надо кормить сухими рачками; это можно делать только время от времени, да и то лишь для наблюдения за интересным "спектаклем".
В природе пятнистые и голубые гурами достигают длины 12 - 14 см; в аквариумах они и мраморные подвиды вырастают обычно не более 8 - 10 см. Половой диморфизм у нитеносцев всех видов прослеживается достаточно чётко - самцы крупнее и стройнее, их окраска ярче, а плавники - длиннее. Проще всего определять пол по спинному плавнику, более крупному и вытянутому у самцов, что обычно исключает ошибки при подборе производителей.
Половозрелыми мраморные гурами становятся обычно к концу первого года жизни. Подготовка производителей к нересту практически сводится лишь к усиленному питанию разнообразными животными кормами. При разведении надо помнить несколько правил: во-первых, нерест - строго парный и присутствие других рыб своего или чужого "племени" совершенно исключается. Во-вторых, вода в нерестовике (ёмкость 50 - 60 литров) должна быть мягче аквариумной, особенно по dKH, на 4 - 5 градусов. Обычно подходит кипячёная вода; её перед применением необходимо 3 - 4 часа интенсивно аэрировать. Ну, и в-третьих - обязательное для всех лабиринтовых повышение температуры до 29 - 30 градусов С; это и в природе служит толчком для начала брачной поры.
Гнездо, строительством которого занимается самец, состоит из пузырьков воздуха, склеенных секретом слюнных желёз во избежание лопания и расплывания по поверхности. Оно имеет неравномерную толщину и неправильную форму. Опорой и каркасом для гнезда служат плавающие и стелющиеся по поверхности воды растения. на весь период нереста следует воздержаться от аэрации, фильтрации и интенсивного перемешивания воды в нерестовике. Икра имеет положительную плавучесть, обеспеченную 30 - 40-процентным содержанием жира в каждой икринке. Отложенная самкой в самый центр гнезда, она тут же оплодотворяется самцом, на которого в дальнейшем и возлагается забота о потомстве. После окончания икрометания самку необходимо возвратить в общий аквариум. Самец активно выклёвывает побелевшие неоплодотворённые икринки, но для гарантированной защиты икры от микоза в воду добавляют метиленовую синь (3 мг на литр воды). При желании икру вместе с гнездом можно перенести плотным сачком в отдельный инкубатор, обеспечив аналогичные условия и дозировку дезинфицирующих средств, но лучше и бесхлопотнее оставить её на попечении самца.
У взрослой фертильной пары икры бывает много (в аквариумных условиях 1 - 1,5 тыс. шт.). При 28 - 30 градусов С личинки вылупляются через сутки; ещё через 2 - 3 дня они начинают активно плавать и концентрируются плотным облачком под центром гнезда. Всё это время самец неустанно охраняет своё потомство, возвращая на место чересчур подвижных и любознательных "неслухов". Практика показывает, что в этот период даже на ночь следует оставлять включённой над нерестовиком лампу накаливания 15 - 25 Вт, горящую вполнакала. В полной темноте, особенно у молодых самцов, родительский инстинкт часто ослабевает.
Примерно через сутки после перехода личинок на активное плавание самца из нерестовика удаляют и приступают к кормлению молоди.
Лучший стартовый корм - "живая пыль", домашние культуры пресноводных и солоноватых коловраток: первые три-четыре дня, не более, можно обойтись инфузорией-туфелькой Paramecium caudatum.
Мальки растут быстро, но нуждаются в частой и тщательной сортировки. В месячном возрасте они уже как две капли воды похожи на родителей и в точности копируют их повадки.
Лабиринтовый орган развивается у гурами на 10 - 14 день после рождения и функционирует до конца жизни. В выростных сосудах можно проследить за всеми стадиями превращения мальков в полноправных представителей семейства лабиринтовых.
Подростки становятся особенно привлекательными, когда достигают размеров и формы тыквенной семечки. Некоторые любители-разводчики даже специально заводят видовые аквариумы со стайкой (75 - 100 шт.) молоди такого размера, периодически заменяя переростков новыми маленькими рыбками.
В большом аквариуме с обилием различных (лучше всего мелколистных) растений такая стайка собирается на самом свободном участке (его лучше организовать в центре водоёма). Неустанно играя и пощипывая друг друга, молодые рыбки, как бы следуя строгой очерёдности, одна за другой молниеносными бросками к поверхности захватывают пузырьки воздуха и возвращаются на место. Возникает впечатление настоящей карусели своими коротенькими уморительными ниточками молодь то ощупывает, то отталкивает друг друга, устраивая при этом потешные свалки и "тусовки".
Молодые рыбы очень прыгучи, и сосуды с ними необходимо накрывать покровным стеклом, при этом обеспечивая обязательный зазор между ним и поверхностью воды тольщиной 1 - 1,5 см.
Наиболее красочным представителем рода Trichogaster по праву считается жемчужный гурами - T.leeri (Bleeker, 1852). Особенно красивы самцы, имеющие в идеальном варианте кроваво-красное брюшко, кофейно-коричневую спину и разбросанные по всему телу плавникам блестящие точки, напоминающие бусинки жемчуга. Самки окрашены более однотонно и не так выразительно.
Условия содержания и разведения сходны с таковыми у пятнистых и мраморных гурами. Правда, жемчужные несколько более теплолюбивы, предпочитая температуру 26 - 28 градусов С в обычных условиях и 30 - 32 градуса С в период нереста. Нерест протекает также как и у других представителей рода, но брачные игры и сам момент откладки икры намного зрелищней. Находясь под гнездом, рыбы изгибаются всем корпусом под немыслимыми углами, "обнимая" друг друга и демонстрируя почти змеиную пластику тела. То застывая, то дёргаясь резкими спазматическими движениями, самец помогает самке освободиться от икры.
Личинки и мальки T.leeri значительно мельче, чем у мраморных гурами, а ротовые отверстия у них и вовсе микроскопические; "поднять" и вырастить большое количество молоди - задача трудоёмкая. Стартовым кормом может быть лишь парамеция или мельчайшая прудовая "пыль". Растут личинки намного медленнее и неравномернее, чем у представителей описанных выше видов.
В аквариумных условиях жемчужные гурами достигают 8 - 10 см, но даже взрослые рыбы имеют очень маленькие рты; живой корм для них лучше подбирать мелкого и среднего размеров. К искусственным и растительным кормам T.leeri относится прохладнее, нежели голубовато-пятнисто-мраморные собратья, но постепенно и его можно приучить ко всем распространённым в аквариумистике видам пищи.
Других представителей рода Trichogaster - настоящего лунного гурами T.microlepis и красновато-бурого T.pectoralis - в чистопородной форме в аквариумах содержат очень редко. Они на 5 - 6 см крупнее пятнистых гурами; природная окраска этих "индокитайцев" не очень выразительна. Зато с их непосредственным участием были выведены красивейшие селекционные формы - золотая, лимонная, красноватая (косби) и многие другие. Коллекционные гибриды размером не превышают 10 см, но столь же живучи и плодовиты, как и основные виды. Именно они заняли достойное место в любительских водоёмах наряду с жемчужными и мраморными гурами.
Приобретать рыб желательно в 4 - 6 месячном возрасте, тщательно отбирая ярко окрашенные, упитанные экземпляры. Если планируется массовое разведение, то лучше сразу подобрать 12 - 15 кондиционных особей в разных торговых точках и содержать стайку в аквариумах на 150 - 200 литров, обеспечив комфортные условия и обильное кормление.
Следует помнить, что вновь приобретённые гурами нуждаются во всех традиционных карантинных мероприятиях, иначе рыбы могут преподнести неожиданные и предательские сюрпризы: внешние абсолютно здоровые, холёные особи зачастую являются переносчиками целого букета бактериальных инфекций. При посадке их в декоративный аквариум с другими рыбами происходит массовое инфицирование его обитателей. Мрачный комизм ситуации состоит в том, что сами носители заболевания не имеют даже лёгких внешних признаков поражения в тот период, когда остальные обитатели водоёма давно погибли, продемонстрировав классические образцы прободных язы, выпадения глаз (экзофтальмия) и обширного некроза тканей. А виновники трагедии знай себе плавают и веселятся, ну, разве что изредка почешут бок о что-нибудь неодушевлённое и несколько утратят аппетит. К сожалению, подобные ситуации очень часты, а отнюдь не единичны. Кстати сказать, малая восприимчивость гурами к бактериозам "компенсируется" их повышенной чувствительностью к инвазиям простейших и жгутиконосцев; в подобных случаях рыбы болеют наравне с другими.
Таким образом, всем вновь поступившим нитеносцам необходим полный карантин наступательного характера - не наблюдение за внешним видом в отдельной ёмкости, а интенсивные ванны в "жёстких" растворах NaCl, риванола (лактат этакридина), малахитовой зелени с метиленовой синью, а также антибиотиков (биомицин, окситетрациклин). "Отдыхать" рыбы должны в свежей, хорошо отстоянной воде; во врем карантина предпочтительно не очень обильное, но разнообразное кормление.
Но вот, наконец, всё добросовестно выполнено, и "стерильные" красавцы-подростки набирают вес и силу в просторном тёплом водоёме. Вырастив и размножив их, вы никогда не пожалеете ни о потерянном времени, ни о затраченных усилиях, ибо за всё будете вознаграждены ежедневным чудесным зрелищем, которое просто не может надоесть.