Междуречье Волги и Ахтубы, протянувшееся от Волгограда до самого Каспия, по местному называется «займище». Это совершенно уникальный участок живой природы, включает в себя несколько десятков крупных рек, проток и рукавов, а также неисчислимые тысячи заливных озер и стариц, которые по-местному называются ильменями и ериками. Местами займище поделено дамбами на рисовые чеки, помидорные поля и бахчи, местами же, чем ближе к морю, тем в большей степени, местность представляет собой совершенно непроходимые и непроезжие джунгли тростников, лозинника и редко стоящих ветел и караган. Здесь царство водоплавающих птиц, убежище множества животных – кабанов, барсуков, мелких южных лисиц корсаков, встречаются камышовые коты и огромное число амфибий и рептилий. И совершенно естественно, что эти места населяют множества видов рыб, многие из которых эндемичны для этих мест, другие же сильно отличаются своим внешним видом, размерами и повадками от представителей средней полосы.
В целом, займище — чрезвычайно интересный природный объект, изучать который ни чуть не менее интересно, чем джунгли Камбоджи или Бразилии. Я сам знаком с этими местами с раннего детства, буквально с трех лет, совершил сюда несколько десятков поездок и на круг суммарно прожил здесь ни один год. Тем не менее, до сих пор каждую поездку мне удается найти здесь и посмотреть что-нибудь новое и интересное. Раз уж я взялся публиковать в блоге отчеты о своих путешествиях, то со временем, я думаю, сумею продемонстрировать вам всю красоту и прелесть здешних мест в разные сезоны.
Сегодня же мы начнем с поздней осени, когда в Подмосковье уже начинаются холодные дожди и заморозки. Ну а в займище в это время обычно светит яркое солнце, дневная температура частенько переваливает за двадцать пять градусов. Ночами, правда, уже не более плюс пяти, а в иное утро можно увидеть подмерзшие лужи и канавы. Ничего не поделать, сугубо континентальный климат. Но, строго говоря, ночные холода в этих местах – сущее благо, потому что с их наступлением напрочь пропадают назойливые мошка и комары. Надо сказать, что в соответствующий сезон, эти летающие вампиры появляются здесь в таких масштабах, что не встретить ни в какой Карелии. Осенью же и ранней весной они отсутствуют, также как и неисчислимые орды туристов из Москвы и иных регионов, за что я особенно люблю эти два сезона.
Ну, поехали. Сегодня существует множество способов добраться до этих мест, сам я, в любом случае, предпочитаю ехать на своей машине. Весь путь можно условно разбить на три части: от Москвы до Тамбова, от Тамбова до Волгограда и от Волгограда до Астрахани. Начало первого отрезка, от Москвы до Каширы, проходит большей частью по замечательной многорядной трассе, важно только так спланировать маршрут, чтобы не попасть в традиционные утренние и вечерние пробки. После переезда с трассы М4 на трассу М6 в районе Каширы дорога становится двухполосной (по одной в каждую сторону), такой она будет до самого конца, за исключением пары небольших участков. Особых радостей на этом участке пути мало, разве что в районе города Мичуринска, проезжая мимо знаменитых садов, можно купить множество всяких овощей и фруктов. Конечно, в разные сезоны этот ассортимент сильно меняется, но хоть что-то вкусное предложат в любое время года. Далее Тамбов. Въезжать в него не надо, спокойно объезжаем его по окружной дороге, что немаловажно, снабженной везде четкими и внятными указателями. А дальше готовимся к интересному. В скорости после проезда реки Большая Липовица и поворота на Воронеж, мы въедем в редкий для этих мест сосновый бор, в котором на протяжении нескольких километров стройными рядами располагаются десятки трактиров, харчевен, шашлычных, пельменных и прочих благ цивилизации. Выбрать можно еду практически на любой вкус. Также здесь есть несколько автосервисов. Так что, поели, и едем дальше.
Почему-то считается, что на перегоне до Волгограда все очень скучно и поглядеть не на что. Это, конечно, не так. Чего стоит, например, для московского жителя возможность завернуть слегка в сторону и посетить город Урюпинск. Прикольно даже просто сфотографироваться рядом с дорожным знаком с названием этого города, а вообще в самом Урюпинске распространена продажа разнообразных сувениров со своей символикой. Если не гнать по трассе выпучив глаза, то можно еще заехать на несколько очень красивых, рыбных и малолюдных рек. В первую очередь это Хопер, Медведица и Иловля. Можно съездить и на Дон. Особенно удобно сделать это повернув на город Серафимович, либо по указателю «Сады Придонья». Кстати, около этих самых «Садов Придонья» на трассе находится один из самых больших и вкусных сельскохозяйственных рынков. Примерно, начиная от Михайловки и почти до самого Волгограда, вдоль трассы идет оживленная торговля медом. Самые низкие цены на мед встречаются, пожалуй, сразу после моста через реку Медведицу, ближе к Волгограду цены плавно растут. Примерно в этих же местах можно купить и очень вкусное и дешевое сгущеное молоко, разлитое в полуторалитровые пластиковые бутыли.
Кстати, о меде. Если особо не стесняться в выборе и смело пробовать все, что предлагают, то этим медом можно просто обожраться. Пробовать вообще надо обязательно, потому что иные редкие непривычные сорта нравятся не всем. В основном мед продают в стеклянных банках с завинчивающейся крышкой или, крайне редко, в пластиковой таре. Этот последний вариант лучше не покупать. А самый правильный мед – это тот, который прямо в вашем присутствии наливают в стеклянную банку из большого бака из нержавейки.
До кучи можно сообщить, что в этих местах продают еще и множество самой разной вяленой и копченой рыбы, но про нее я ничего не могу сказать, так как считаю, что мне, как рыболову, покупать рыбу не к лицу.
И последнее, что можно сделать перед Волгоградом – это вкусно поесть в населенном пункте Иловля.
Сам Волгоград, а также его сателлит на другом берегу Волги – город Волжский, лучше всего проезжать поздно вечером, ночью или рано утром. В дневное время пробки здесь уже становятся похожими на московские, так что, въехав в Волгоград в неудачное время, можно потерять три-четыре часа. И еще, категорически не надо верить указателям с оптимистичным словом «Астрахань», которые скидывают вас на окружную дорогу. Пусть этой дорогой пользуются грузовики и фуры, на обычной легковой машине как въехали в город, так и езжайте прямо до проспекта Ленина, а там налево и, опять же никуда не сворачивая, до плотины через реку Волга. Переехав через плотину, то есть через Волжскую ГЭС, верить указателям опять не следует. Объездной путь вокруг города Волжский, согласно указателям «Астрахань», приведет вас только к блужданию в совершенно мрачных и голимых промзонах, а также к изрядной потере времени. Вместо этого, съехав с плотины, на т-образном перекрестке сворачивайте направо, езжайте до указателя налево «Набережная» и двигайтесь по ней. Свернуть там некуда, а когда Набережная кончится, то поворачивайте направо на улицу все того же Ленина, через десять минут вы уже покинете этот город.
Дальше трасса идет все время до самой Астрахани по левую сторону от займища, то удаляясь от Ахтубы, то приближаясь к ней почти вплотную. Здесь уже у каждого свои пути и свои места. Сам я большую часть своих поездок провожу между городом Харабали и населенным пунктом Селитренное.
В этот раз я даже не брал никаких палаток и прочего и остановился у своих старинных друзей, семейной пары Татьяны и Николая, и уже оттуда каждый день, с утра до вечера, как на работу ездил в разные места: то в займище, то еще куда.
Вот в этой летней кухне, увитой вкуснейшим и ароматнейшим виноградом сорта Лидия я и жил.
Кстати, глубоко ошибаются те «туристы», которые считают, что кроме питья водки и рыбалки, заняться в этих местах больше нечем. Если оторвать жопу от пляжа и поездить по окрестностям, то можно увидеть очень много интересного. Сегодня я покажу вам несколько исторических мест.
Замечательный климат и удачное географическое расположение явились причиной того, что Нижняя Волга была заселена людьми с незапамятных времен, с эпохи палеолита. Когда предки современных европейцев бегали по своим лесам в шкурах с дубинами, здесь уже были крупные города с развитой торговлей, искусными ремеслами, письменностью и самобытной культурой. Одно из моих любимых мест здесь – это развалины первой столицы Золотой Орды Сарай-Бату. Развалины этого города расположены на окраине поселка Селитренное, вокруг урочища Красный Холм. С начала восьмидесятых годов прошлого века здесь ведутся археологические раскопки, по их результатам ясно видно, что для своего времени это был очень крупный промышленный и культурный центр. Про Москву я даже не говорю, даже Великий Новгород или Киев тех времен с легкостью весьма скромно поместились бы в уголке Сарай-Бату. И таких городов здесь было не один и не два. Достаточно один раз побывать здесь и самому почувствовать величие и масштаб этой старины, чтобы понять, что товарищи Фоменко и Бушков, скорее всего абсолютно правы в своем отрицании татаро-монгольского нашествия на Русь.
Когда-то здесь был огромный город
В общем, очень советую посетить этот берег Ахтубы, посмотреть на все своими глазами, самому подобрать обломок античного кирпича или осколок очень красивой керамики. Кстати, этих местах, в степи на коренном берегу, стоит остерегаться степных гадюк, а в самом займище их не бывает.
Степная гадюка. Зверюшка симпатичная, но довольно злобная.
А малость повыше, менее чем в десяти километрах от бывшей столицы Золотой Орды, по берегу рукава Ахтубы Ашулук, находится место, называемое Пять Яров. Это пять огромных курганов, самый крупный из которых достигает высоты сорока двух метров, занимающие несколько километров берега Ашулука. Как и с любыми искусственными курганами, с Пятью Ярами связано множество легенд. В частности, доподлинно известно, что в одном из курганов похоронена лошадь Батыя (по другой версии лошадь хана Тохтамыша), в какой могиле должна находиться статуя лошади из чистого золота в натуральную величину. Я сам, конечно, знаю, под каким курганом она лежит, но вам не скажу. Лошадка-то маленькая, на всех не хватит.
И в самом деле, каждую весну паводок подмывает склоны этих курганов, и сошедшие оползни порой открывают темные и таинственные ходы, ведущие глубоко в недра горы. Впрочем, дураков, пытавшихся туда залезть, на моей памяти пока еще не было. И это правильно, места здесь тревожные, суровые. Зато на отвалах у подножия Пяти Яров после весенних оползней легко можно найти всякие монетки, наконечники для стрел, кусочки керамики и т.п. без всякого металоискателя или иного шаманства. А над всем этим дожди и ветер образуют причудливые фигуры и скульптуры, меняющиеся почти каждый год. А на самой верхотуре сидят орлы. Красотища.
Можно еще долго описывать всякие соленые озера, заросли кактусов-опунций в пустыне или огромный пещерный комплекс, находящийся почти на границе с Казахстаном, около озера Баскунчак. А пока перейдем поближе к тематике нашего сайта, а именно, рыбе и рыбалке. Но об этом в следующей части.
одно из множества соленых озер
чем не африканская саванна?
злостная местная колючка
Ну и рыбалка не плохая. Отлично клюет лещь на червя, начинает жировать щука ну и вообще все клюет.
Бу-у-у-у-у... Бу-у-у-у-у-у....
Это что такое? Что за звуки?
Супруга моя повела себя как пингвины в мультике Мадагаскар-1, когда они приплыли к себе на родину предков.
Прикольный момент. Как представил, смеялся долго. Отличное сравнение, надо бы его где-нибудь ввернуть
Ну и рыбалка не плохая. Отлично клюет лещь на червя, начинает жировать щука ну и вообще все клюет.
Бу-у-у-у-у... Бу-у-у-у-у-у....
Отличное предложение!!
Даст Бог, к следующему лету если всё будет нормально с работой и с деньгами - вполне можно будет поехать с вами! Тем более, на нескольких машинах (даже и на двух) - это уже вообще не страшно, в плане возможных поломок в пути. :)
Лучше когда машин не больше трех. Иначе получается не езда, а ..... хм, ну ладно Постоянно кто то ломается по дороге, или кто то падает в обморок от жары, или еще какая трагедия. А когда едут двое, а еще лучше один - красота!!
Надо иметь ввиду еще один момент. Первое впечатление от места прибытия бывает очень обманчивым, как правило в худшую сторону. Когда я ехал впервые, то фантазии рисовали некое чудное место, уютное, отлично подходящее для отдыха. Но когда в конце долгого и очень утомительного пути, отмахав на одном дыхании 1300 км, без ночевок и перекуров,нахлебавшихся пыли, мы выкатились на берег Волги, то эффект был неожиданным. Супруга моя повела себя как пингвины в мультике Мадагаскар-1, когда они приплыли к себе на родину предков. Жена посмотрела на жидкую тень десятка тополей, под которыми мы остановились, на заросли дикой спаржи, на голый песок богато усыпанный колючками, которые сфоткал Слава, на небольшое стадо томных коров, разбавленных парочкой верблюдов и категорично заявила "Утром-назад!!!!!!!"
Но утро оказалось восхитительным!! Проснулись мы под крики чаек-хохотушек, потом прилетела чайка-конь . Ее крики до изумления напоминает ржание лошади!! Потом на палатку прилетел удод, и настроение поменялось.
Я очень планирую поехать на свое, как говорит Слава, секретное место, в последних числах июля. Почему тогда? Во-первых исчезает мошка, во-вторых появляются арбузы. В третьих в изобилии перец, баклажаны, помидоры, и еще от пуза можно наесться поздних абрикосов. Все это стоит копейки в той глуши, куда я забираюсь. В Тамбове можно подкупить молодой картошки.
Ну и рыбалка не плохая. Отлично клюет лещь на червя, начинает жировать щука ну и вообще все клюет. Лучшее время для посещений!! Поближе к лету решим, присоеденишься к нам или нет
Ну, Патриот и в Москве очень даже хорош. На дороге его боятся реально, уступают. Уважают огромного слона!
Ну,"боятся и уступают"-это ты погорячился конечно.
Но вот что интересно.Ехал я сегодня утром на своей хонде по Международке в Шарик.Увидев в зеркале заднего вида "патриотический танк",я стал всматриваться-не Андрей ли за рулем...?
Ловлю себя на мысли,что если и дальше ассоциировать(и рассматривать в зеркале)"патриоты"с Клочковым-это сильно отвлекает от дороги.
Единственное что может подвести - инжектор. Но как я убедился на собственном опыте - инжектор не так уж страшно. Главное что бы насос качал бензин. А так, хоть все датчики поотсоединяй - машина будет ехать.
И еще, Слава. Я не знаю, может ты не в курсе, но сейчас карбюраторных машин не выпускают. Вообще. Никаких. Нынешние Нива 21214, Шеви-Нива, УАЗ-Хантер и другие - они ВСЕ инжекторные! И все в основном под управлением МИКАС.
Про карбюраторы, перебираемые в поле с помощью отвертки, молотка и такой-то матери - забудь. Это уже прошлый век. Как ПейджМейкер и эрлифтные фильтры.
И поскольку выпускают их весьма массово и весьма давно - то уже почти в любом деревенском гаражном "сервисе" умеют с ними обращаться и худо-бедно в случае поломки привести в работоспособное состояние, на котором можно доехать до ближайшего города и починиться по-нормальному.
Вот.
Короче, Славка, хватит про машины трепаться и меня пугать - даёшь часть 3-ю дневника путешественника!!!
Очень хотим почитать продолжение и посмотреть еще фотки!!!
:lol_stena: а мир еще более тесен!!!
У меня родители сейчас живут в Селитренном если что...
Даст Бог, может на следующий год, а может - через год, хочется съездить в эти интереснейшие места. Ни разу не был, и очень хочу! Тем более, и джип теперь подходящий имеется. :)
Андрюх, да ноу проблем! И Ваще!! У меня грандиозная мысля!!! Мы туда ближе к лету с Безлепкиным собираемся, айда с нами!!! Соберем експедицию )))) Там волшебные места, особенно если чутка от трассы отъехать....
Отличное предложение!!
Даст Бог, к следующему лету если всё будет нормально с работой и с деньгами - вполне можно будет поехать с вами! Тем более, на нескольких машинах (даже и на двух) - это уже вообще не страшно, в плане возможных поломок в пути.
Андрюху напугать хорошенько. да впрочем, он и так никуда не соберется...
То что он не соберется - это другой разговор Я сам уже несколько лет все никак не соберусь. Но в этом году -непременно!!!
Но с другой стороны на фига Патриот в Москве?? Народ пугать, особенно всякую мелочевку типа матисов? И медленно разорятся на бензине? (Клочков, не читай вот этого) :-D
Ну, Патриот и в Москве очень даже хорош. На дороге его боятся реально, уступают. Уважают огромного слона!
А ездить далеко я на нем таки собираюсь. С семьёй в отпуск и в короткие (2-4 дня) выезды в близлежащие к Подмосковью регионы.
Жена на моих старых машинах боялась со мной и с детьми ездить дальше, чем за 100-150 км: "Вдруг сломается". А на Патриоте, говорит, что не будет бояться. Так что еще покатаюсь я на нем вдаль!! Не далее, как уже следующим летом.
ну поглядим. но надо же Андрюху напугать хорошенько.
Фигушки ты меня напугаешь! :) Особенно после прочтения всего контента вот этогоhttp://www.uazpatriot.ru/forum/index.php форума! А я его действительно прочёл весь, от корки до корки. Там сидят опытные патриотоводы, которые прошли на этой машинке всё - огонь, воды и медные трубы. И очень умно и обстоятельно всё про нее описывают, не скрывая глдюков и недостатков, а рассказывая о методах их фиксения.
я тащил на веревке субару от селижарово аж до волоколамска. с заездами во все встреченные автосервисы. везде только поглядят на чудо техники, почешут репу и до свидания. сказывают, не сдюжим-с. а что сломалось? тоько не смейтесь. датчик давления масла. ну и все. компутер сказал по японски "хуюшки, дальше только на эвакуаторе". и зажигание мало-мало отключил.
а вот еще в прикуриватель некоего "джыпа", знаменитой европейской марки, я как-то вставил зарядку от мобилы. ой, что тут было. компутер сразу насторожился и говорит, у вас в прикуривателе неизвестное устройство. и прикуриватель нафиг того, отрубил. во избежание, значить. включить же его обратно оказалось совсем просто. приезжаешь в сертифицированный техцентр и всего за пару минут то-ли за сто то ли за двести евро тебе его включают в лучшем виде.
ну а так, конечно, они хорошие. очень...
Ничего подобного в Патриоте нет и быть не может! Там нет бортового компьютера и нет таких вот идиотских систем безопасности.
Инжектором управляет процессор МИКАС (отечественный!), простой и хорошо известный всем автосервисам, которые когда-либо имели дело с неновыми инжекторными машинами.
С 2008 года там уже идет процеммор "Бош", это сложнее. А у меня - как раз "МИКАС", его везде знают.
Никаких бредогонок типа описанных выше с Патриотом случиться не может - там нет подобных блокировок в принципе!
До покупки Патра я внимательно прочитал два ОГРОМНЫХ форума по этой машине, в которых описаны все и всяческие его подводные камни, глюки, неисправности и методы их устранения. На основе опыта СОТЕН владельцев этого автомобиля.
Я ж не с бухты барахты остановился именно на этой машине! я примерно с ПОЛГОДА изучал вопрос. И выбрал осознанно.