Издательство "Правда" выпустило комплект цветных фотооткрыток с изображением аквариумных рыб*. Такой комплект издан в СССР впервые. Опыт фотографирования рыб накоплен достаточный. Но вот талантливых фотографов в этой специфической области можно перечесть по пальцам.
Фотографирование подводных, подвижных, многокрасочных объектов – дело весьма сложное, существенно отличающееся от обычной фотографии. Не случайно в ряде стран изданы специальные книги по технике и искусству фотографирования аквариумных рыб. Здесь требуется особое освещение, стекло мешает отражением, рыбы находятся в постоянном движении, окраска их крайне изменчива, снимать нужно на близком расстоянии – короче, всех сложностей не перечесть. Но, кроме всего этого, важно и другое: насколько фотограф владеет искусством фотохудожника. Посмотрите на работы В.Дацкевича (хотя бы в первом номере журнала за этот год). Живая подвижная рыбка зафиксирована в самом центре кадра. Снята она сбоку, поэтому окраска и плавники великолепно видны. Нежнейшие листики водных растений служат отличным фоном для ярких многоцветных рыб. Ничего лишнего, раздражающего глаз. И эстетически, и технически, и биологически работа добротная.
Теперь о работе автора выпущенных фотооткрыток П.Смолякова. Я разделил все открытки на три группы. В первой собраны удачные снимки. К таким, бесспорно, относятся "Акара голубая" (очень интересная композиция – "совещание" у рыб), "Пельматохромис крибензис", "Оранда" и еще пять снимков.
Во вторую группу (5 снимков) вошли открытки, которые много выиграли бы, если бы фотограф догадался убрать из кадра некоторые детали. Так, например, снимки вуалехвостов и телескопов испорчены раковиной ампулярии и листом растения на первом плане. Очень хорошо освещение рыб на открытке "Золотой вуалехвост", но она испорчена беспорядочным расположением пяти рыб – вполне хватило бы и двух. На другой открытке сочетание геофагусов и целующихся гурами некрасиво и не нужно. Было бы куда лучше, если бы на открытке была изображена только пара геофагусов. Еще одна открытка: два великолепных черных вильчатых меченосца испорчены целой стаей довольно плохоньких мелких красно-черных сородичей.
А вот снимки третьей группы (их тоже пять) не выдерживают никакой критики. "Меченосец красный и черно-красный" и "Черная молли" сделаны просто безвкусно не в том ракурсе. Остальные же три открытки, очевидно, призваны показать не красоту рыб, а успехи какого-то удачливого рыборазводчика. Судите сами, фотограф умудрился уместить в кадр то 15 конго, то 29 барбусов, то 50 расбор. Было бы еще полбеды, если бы на снимках оказался зафиксированным строгий порядок стаи рыб, так нет же, рыбы плывут кто куда В конце концов если фотограф оказался не на высоте, почему в издательстве не заметили этого брака? Или художественный редактор (на комплекте открыток он не значится) полагает, что для "рыбной" тематики необязательны эстетические требования к снимку?
Полиграфическое исполнение открыток, к сожалению, далеко от совершенства. Ряд открыток напечатан грязно, краски нечеткие, контуры смещены, переходы красок смазаны. А ведь это же издательство выпускает прекрасные многокрасочные открытки.
Комплект открыток "Рыбки аквариума" займет на моей "аквариумной" книжной полке свое законное место. Но все-таки жаль, что он выпущен с такими изъянами. Мы умеем, можем и должны делать такие издания лучше.
* Рыбки аквариума. 18 сюжетов, М., изд-во "Правда". 1971