Композиции из эпифитных растений

Пожалуй, ни одни комнатные растения не дают таких возможностей для создания композиций, как эпифиты. Это и понятно – в природе эпифитные растения, как правило, растут большими сообществами и многие из них хорошо приспособлены к совместному существованию с другими, часто даже неродственными видами.

Все растения, выбранные для композиции, должны органично дополнять друг друга, и надо стараться подчеркнуть декоративные достоинства каждого экземпляра.

Число возможных сочетаний эпифитных растений в композициях поистине безгранично, поэтому мы не будем детально останавливаться на декоративных особенностях того или иного варианта компоновки.

Для того чтобы создать хорошую композицию из эпифитов, мало со вкусом подобрать растения и высокохудожественно скомпоновать их. Надо еще суметь сделать так, чтобы растения успешно росли и развивались.

Пространство композиции организуют так, чтобы растения были размещены наиболее естественно и имели достаточно места для новых приростов. Для композиций выбирают растения, которые хорошо уживаются друг с другом. В первую очередь обращают внимание на их требования к условиям культуры: попытки содержать вместе холодо- и теплолюбивые виды заранее обречены на неудачу. То же самое можно сказать и о потребностях в режиме увлажнения: растения, нуждающиеся в продолжительном сухом сезоне, не удастся вырастить совместно с видами, для которых необходимо равномерное увлажнение в течение всего года.

Композиция из живых эпифитов не букет, который можно по нескольку раз в день видоизменять, подправлять и дополнять. Она создается на много лет и достигает максимальной выразительности лишь через 1–2 года после посадки, так как экземпляры, включенные в нее, должны укорениться и разрастись.

Растения образуют новые побеги и корни, переплетаются друг с другом, свешиваются вниз. Чем дольше они растут вместе, тем красивее должно быть их сочетание. Ошибки здесь устранить трудно: ведь в большинстве своем эпифиты реагируют на пересадку болезненно, и, если через 2–3 года становится понятно, что в композиции что-то было сделано не так, все приходится начинать сначала. На первых порах лучше включать в композиции только те растения, которые вам хорошо известны. В этом случае вы достаточно уверенно сможете представить, как ваша композиция будет выглядеть через несколько лет, и не допустите серьезных ошибок.

Обычно при компоновке растений выбирают один или несколько композиционных центров, в которые сажают наиболее интересные или ценные экземпляры. Остальные растения размещают так, чтобы максимально подчеркнуть их красоту. Правильно смонтированные композиции должны быть лаконичны по своему изобразительному решению, не следует стараться заполнить растениями все свободные места или собрать в одном месте как можно больше самых разных видов – дело совсем не в количестве. Изобилие разнородных экземпляров расчленяет создаваемое вами произведение, затрудняет его целостное восприятие, лишает законченности и утонченности.

Особенно красиво сочетание эпифитных композиций с аквариумами.

При всем многообразии изобразительных решений эпифитные композиции по конструкциям можно разделить на два основных типа. Это композиции на крупных блоках и "эпифитные деревья".

Композиция на блоке – наиболее простой способ создания эпифитных композиций. Чаще всего используют крупные закрытые блоки из коры сосны или дуба. На таких блоках хорошо растут многие орхидеи, бромелии, папоротники и ароидные. Уход за композицией, смонтированной на закрытом блоке, сравнительно несложен, и растения обычно не страдают от излишней сухости.

Иногда в качестве основы для создания эпифитной композиции используют причудливые корни или развилки ветвей. Перед посадкой на них растения обкладывают субстратом (крупными кусками торфа или корнями папоротника), который снаружи обкладывают мхом, и плотно закрепляют проволокой (некоторые цветоводы применяют для этого пластиковую сетку). Растения сажают так же, как на обычный открытый блок.

По сравнению с предыдущей конструкцией этот вариант компоновки растений, несмотря на всю его внешнюю привлекательность, более сложен. В комнате ничем не защищенный субстрат быстро пересыхает и нуждается в частом поливе. Впрочем, если в хозяйстве цветовода есть комнатная тепличка, уход за композицией значительно упрощается.

"Эпифитные деревья" по сравнению с описанными ранее композициями представляют более сложные и крупные сооружения, их чаще всего используют для озеленения просторных помещений или больших демонстрационных тепличек-витрин.

В качестве основы для "эпифитного дерева" обычно подбирают крупную, красиво разветвленную корягу, толстую ветвь дерева. Порода дерева в данном случае особого значения не имеет: главное, чтобы выбранная основа вполне отвечала вашему вкусу. Случается, что корягу, точно соответствующую задуманной композиции, отыскать не удается. Желаемого эффекта можно достигнуть, аккуратно соединив проволокой несколько разных по размерам коряг. Места соединений в дальнейшем можно без особого труда замаскировать растениями.

Скрепляя несколько коряг, обязательно следите за тем, чтобы они сочетались друг с другом и, по возможности, принадлежали дереву одного вида. Не увлекайтесь корягами сложных форм, так как они привлекают к себе слишком много внимания и ухудшают впечатление от растений, красоту которых должны лишь подчеркивать. То же самое можно сказать и относительно использования в качестве основы для "эпифитного дерева" лесных скульптур. Впрочем, мы ничего не имеем против лесной скульптуры, просто все должно быть гармонично.

Отличную основу для "эпифитного дерева" можно изготовить из толстой проволоки, задекорированной крупными кусками коры, снятой с погибших деревьев. Многие цветоводы даже предпочитают такие искусственные основы естественным корягам, объясняя это простотой ремонта и перестройки всей конструкции.

После того как основа изготовлена, ее тщательно закрепляют на предназначенном для нее месте. Растения вместе с пропитанным водой субстратом имеют немалую массу, так что крепить основу будущей композиции надо на совесть, иначе вся она может обломиться и рухнуть. При этом почти наверняка упадет именно та часть композиции, на которой растут самые любимые ваши растения (не знаем почему, но неинтересные или не очень любимые экземпляры не падают никогда). В результате падения растения получают травмы, теряют декоративность, а иногда и гибнут. Чтобы избежать подобных разочарований, лучше подстраховаться и сразу сделать все как следует.

Если дерево предполагается содержать в комнатной тепличке, то крепить можно непосредственно к ее конструкции, для чего проще всего использовать мягкую проволоку. Основание коряги иногда прибивают к толстой доске или опускают в большой цветочный горшок или кадку и заливают цементом – все зависит от конкретных условий.

Посадку растений на "эпифитные деревья", предназначенные для содержания в оранжереях или зимних садах, проводят так же, как это было описано в разделе, посвященном изготовлению небольших композиций из эпифитов. "Эпифитное дерево" отличается от них только размерами. Однако в оранжерее нет проблемы с поливом: достаточно окатить из шланга все сооружение – и дело с концом.

В комнатных условиях все обстоит несравненно сложнее. Сверху растения поливать нельзя – и субстрат толком не промочишь, и со стекающей водой хлопот не оберешься. В ведро с водой "эпифитное дерево" тоже не погрузишь. Что же делать? Выход один: дерево должно быть разборным, то есть разборным надо делать, конечно, не само дерево – основу, которую мы с таким трудом нашли и укрепили, а прикрепить растения так, чтобы их можно было в любой удобный момент снять для ухода. Чаще всего даже не приходится ничего изобретать: достаточно развесить на подготовленной основе уже имеющиеся блоки и корзинки с растениями, слегка задекорировать все лианами (например, самыми обычными сциндапсусами) – и композиция готова. Это самое простое и надежное решение. А захотелось нам что-нибудь подправить – достаточно заменить несколько экземпляров – и перед вами новая композиция. Просто и удобно.

Для крепления блоков и корзинок к основе в необходимых местах надо приделать проволочные крючки и петли. Менее заметна проволока без изоляции.

Крупные бромелии или орхидеи лучше поместить в развилки ветвей, а папоротники – на заднем плане, чтобы их ажурная листва служила фоном, подчеркивая изящество и лаконичность форм других растений. Стебли ампельных растений располагают так, чтобы они свисали наиболее естественным образом, не тесня и не мешая друг другу. Самые лучшие, с вашей точки зрения, растения следует разместить на переднем плане, ближе к центру композиции, менее интересные экземпляры можно повесить поглубже.

Обратите внимание на фон. Маловероятно, что ваше дерево выиграет, будучи установлено на фоне обоев, ковра или книжных полок. Как ни красива композиция, она никогда не будет смотреться естественно в окружении чуждых ей предметов. Правильно подобранный фон поможет исправить дело. Самым простым и доступным решением является использование в качестве фона темной бумаги или материи спокойного, нейтрального тона. Однако можно подобрать и более интересные материалы: циновки или решетки из бамбука, деревянные рейки, фотообои с видами джунглей.

* * *

Двое мальчишек, расплющив носы о стекло, внимательно рассматривали что-то в глубине тропической оранжереи Главного ботанического сада. От этого увлекательного занятия они отрывались только для того, чтобы обменяться многозначительными, но труднопонятными для окружающих фразами. Из долетавших до нас обрывков разговора мы узнавали, что у Эпидендрумов в этом году приросты запаздывают дней на десять, но зато Одонтоглоссум гранде хорош, и зря про него говорили, будто он весь поражен вирусом...

Мы смотрели на этих, забывших все на свете, мальчишек и нам было немного грустно. Много лет назад двое авторов этой книги точно так же все свое свободное (и, что греха таить, не очень свободное) время проводили в ботаническом саду. Мы мчались туда сразу после школы, торчали там все выходные и каникулы. Сила, влекущая нас к растениям, была неодолима.

Наверное, мы изрядно мешали сотрудникам ГБС, однако большинство из них довольно терпеливо сносило наше молчаливое присутствие. Впрочем, при этом их отношение к нам было достаточно суровым и строгим. Нас совсем не баловали вниманием и лишь иногда, в виде особого расположения, разрешали переступить порог коллекционного отделения и посмотреть на растения вблизи. Каждый раз это было событием, впечатлений от которого хватало надолго.

А какими праздниками были дни, когда нам удавалось кому-нибудь помочь? С каким восторгом мы таскали землю и горшки, волокли из леса тяжеленные коряги, выносили растительный мусор. Мы соглашались ни любую работу и были счастливы, когда нам ее давали. Так бывает, наверное, только в детстве.

Со временем детская любовь к растениям сменилась устойчивым интересом. Мы стали профессионалами, связавшими свою жизнь с изучением растений, навсегда сохранив при этом чувство глубокой благодарности к людям, открывшим нам этот удивительный и прекрасный путь.

Многие, мало знакомые с миром коллекционеров люди, полагают, что собирание и выращивание комнатных растений удел натур скучных и флегматичных. На самом деле это не так. Мир растениеводов-любителей полон эмоций и страстей. Ну где, скажите, вы еще увидите немолодого солидного мужчину, не скрывающего слез радости от того, что ему наконец удалось достать крохотный черенок редкого вида орхидеи?

В кругу настоящих любителей растений не придают значения званиям и должностям. Здесь свои ценности. Тут никто не удивится, увидев что мальчишка-восьмиклассник читает пространный доклад перед десятком почтительно внимающих ему седовласых старцев. Иначе и быть не может, так как авторитет здесь завоевывается не прожитыми годами, а знаниями и умением.

Растениеводы-любители неутомимы в поисках новой информации и готовы сутками сидеть над переводом нужной статьи. Языковые барьеры коллекционеров не смущают – в своем упорстве они не считаются с трудностями и способны, обложившись словарями, освоить любой, самый сложный и экзотический язык.

Конечно, среди любителей растений встречаются разные люди. Есть здесь свои рыцари-бессеребреники и любители наживы. Встречаются, что уж греха таить, и отдельные нечистые на руку люди, способные на все ради собственной сиюминутной выгоды. Впрочем, к счастью, не они делают погоду. Истинный любитель готов делиться своей радостью со всем миром. Ни один гость, пришедший в его дом, не уйдет ни одаренный новыми сведениями, растениями, черенками.

Мы очень любим наших собратьев и единомышленников и очень волнуемся, ожидая их оценки нашей работы. Уж кто кто, а они не пропустят в ней ни одной, самой незначительной неточности или ошибки. Так и должно быть – ведь все мы делаем одно общее дело.

Задумывая эту книгу, мы в первую очередь видели перед собой сегодняшних мальчишек и девчонок. Эта книга – для них, ищущих себя в этом мире. Нам никогда не забыть, с каким трудом мы сами, буквально по крупицам, собирали сведения об интересующих нас растениях. Мы хорошо помним тоску в глазах библиотекаря районной библиотеки, которая на вопрос: "Нет ли у вас чего-нибудь об орхидеях?" – грустно разводила руками и предлагала нам том Большой Советской Энциклопедии. Мы задыхались от нехватки доступной специальной литературы, а те немногие книги, которые нам удавалось достать, зачитывали буквально до дыр. Мы шли ощупью и, по незнанию, погубили немало растений, которые доставались нам очень и очень непросто. Хотите верьте, хотите нет, но уже тогда мы мечтали, что когда-нибудь напишем подобную книгу. Книгу для начинающих.

Авторы вполне отдают себе отчет в том, что одна небольшая книга не решит проблемы снабжения любителей столь необходимой им литературой. Более того, нам меньше всего хотелось бы, чтобы кто-то рассматривал данную книгу как учебник по комнатному цветоводству. Главной ее задачей мы считаем пробуждение интереса к малораспространенным в нашей стране комнатным растениям. По нашему мнению, это единственный путь сделать их менее редкими, а значит и более доступными для широкого круга любителей. Если хоть кто-то из наших читателей после прочтения книги станет любителем эпифитов, мы со спокойной совестью будем считать свою задачу выполненной.

Очень надеемся, что такие энтузиасты найдутся. Что можно пожелать тем, кто всерьез возьмется за выращивание эпифитных растений в комнатах? Во-первых – терпения; во-вторых опять терпения и, наконец, в третьих – тоже терпения.

Растения не любят торопливых и очень плохо реагируют на резкие изменения методов выращивания. Следует запомнить раз и навсегда, что самый современный метод культуры, не обязательно самый лучший. Никогда не забывайте об этом. Если, выбранная вами агротехника дает положительные результаты, не спешите от нее отказываться. Более того, даже тогда, когда используемые методы культуры идут вразрез с общепринятыми представлениями, это не значит, что они не верны. Здесь возможны самые неожиданные, если не сказать фантастические ситуации. Так, например, авторам приходилось видеть целую коллекцию эпифитных орхидей, которые многие годы выращивали в жирной парниковой земле! Самое удивительное в этом, что эти орхидеи не только не гибли, но своим внешним видом и цветением могли поспорить со многими, выращенными по "всем правилам" экземплярами. Если бы мы не видели этого собственными глазами то, честное слово, никогда бы не поверили. Мы попробовали перенять этот "опыт". Не хочется вспоминать, чем это кончилось... Эксперимент продемонстрировал свою полную невоспроизводимость и мы потерпели безусловное поражение. Более того, до сегодняшнего дня нам не удалось доискаться причины успеха автора столь экстравагантного метода выращивания орхидей. Весь наш многолетний опыт не позволяет ответить на вопрос: "Как же ему это удалось?". Скорее всего, его орхидеи просто не знали, что их выращивают неправильно.

Все сказанное выше в полной мере относится к рекомендациям и советам, которые вы нашли в этой книге. Если какие-то из них покажутся вам неверными, неподходящими, а то и просто ошибочными, смело поступайте по-своему. Пробуйте, ошибайтесь и пробуйте опять. На самом деле, это единственный путь, ведущий к совершенству. Слепое копирование чужого, пусть самого успешного опыта, обязательно заведет вас в тупик.

И еще одно, последнее, наставление. Никогда не суетитесь. Приняв решение что-то изменить в жизни своих растений, отложите исполнение решения на один – два дня. Вполне вероятно, что потом вам не захочется что-либо менять, А то бывает так – сегодня все растения растут на блоках, завтра пересажены в корзинки, а послезавтра..., впрочем, бывает, что послезавтра приходится выбирать себе новое хобби, так как предыдущее оказалось чересчур сложным и хлопотным. Спешка до добра не доводит. Это в полной мере относится и к тем горе-цветоводам, которые, едва освоив азы агротехники, спешат пополнить свои коллекции большим количеством редких видов растений. Подобная погоня за редкостями, как правило, оборачивается крупными разочарованиями. По нашему мнению, к выращиванию редких видов имеет смысл приступать только после формирования уверенных навыков обращения с обычными, широко распространенными растениями. И дело здесь даже не в возможных материальных потерях, хотя и это немаловажно – редкие растения, как правило, стоят немалых денег. Редкие растения товар необычный. Приобретая редкий вид, вы в какой-то степени взваливаете на себя немалый груз ответственности за его сохранность.

Не надо забывать, что многие виды тропических растений имеются в нашей стране лишь в единичных экземплярах. Некоторые из них отсутствуют даже в коллекциях ботанических садов. Можно привести множество примеров, когда уникальные виды растений, частным образом завезенные на территорию нашей страны, бесследно исчезали, не выдержав неумелого дилетантского содержания. Разве это не обидно? Ведь ботанические коллекции такое же достояние нашей родины, каким являются музейные собрания и другие культурные ценности. Мы об этом часто забываем, а зря. Хочется надеяться на то, что большинство наших читателей не воспримет последний раздел книги, как собрание нудных нравоучений. Мы далеки от того, чтобы навязывать кому-либо свое личное мнение относительно тех или иных вопросов любительского растениеводства. Здесь еще очень много нерешенных и трудных проблем. Давайте же решать их вместе!

Джунгли... Манящий тропический лес... Шорох дождевых капель, стекающих по кронам огромных деревьев, таинственные шорохи и звуки. Все это страшно далеко от нас и вместе с тем рядом.

Представьте себе. Морозным зимним вечером вы возвращаетесь домой. На улице метель, вы продрогли и окоченели. Привычно скрипит входная дверь, щелкает замок, вы переступаете порог своей квартиры и вас обступают джунгли. Вы упиваетесь ароматом цветущих орхидей, любуетесь расписными листьями бромелий, осторожно трогаете нежные, покрытые золотистым пушком, молодые листья папоротников. Вы окунаетесь в дивный, почти сказочный мир...