Райская рыбка - так раньше в России иногда называли макропода за особую прелесть окраски. В некоторых западноевропейских странах это название сохранилось до сих пор.
Макропод (Macropodus opercularis) - лабиринтовая рыба из семейства Anabantidae, обитающая в стоячих и слабопроточных водоемах Китая, Кореи, Вьетнама, острова Тайвань. Благодаря наличию наджаберного "лабиринтового органа" макропод может продолжительное время находиться в воде, бедной кислородом; он нетребователен к ее качеству и нередко встречается в заморных, сильно загрязненных водоемах.
Самцы ярко окрашены (особенно они красивы во время нереста) и имеют пышное оперение; длина до 11 сантиметров. Окраска самок гораздо скромнее и они мельче: длина не превышает 8 сантиметров.
Макроподы на редкость неприхотливы. Пару рыб можно содержать даже в трехлитровой банке, а для разведения пригоден 8-12-литровый аквариум. Оптимальная температура - 22-24°С, минимальная - 8-10°С. Макроподы легко переносят и высокие температуры - до 35°С и выше. Нерест возможен при температуре 22-28°С.
Взрослых макроподов лучше всего кормить мотылем, трубочником, дафнией, но они могут жить и даже размножаться при кормлении и сушеной дафнией.
Выращенные отдельно макроподы очень агрессивны. После совместного выращивания с другими рыбами их можно содержать по нескольку пар вместе даже с рыбами других видов.
Макроподы могут нереститься в общем аквариуме. Но чтобы получить больше молоди, их надо разводить в отдельной емкости. Есть и другой способ: 3-4-дневную молодь пересаживают из общего аквариума в отдельный.
Чтобы рыбы начали нересститься, производителей в течение 2-3 недель надо содержать раздельно. После их соединения и замены части воды самец тотчас же начинает строить гнездо. По моим наблюдениям, лучше подсаживать самку к самцу. Нерест чаще всего начинается через день после постройки гнезда и продолжается несколько часов. Как только он закончится, самку лучше удалить.
Личинки выклевываются через 1-2 дня, а плавать начинают через 3-4 дня (чем выше температура, тем быстрее они поплывут). С этого времени их следует кормить "живой пылью" или инфузориями. Самца надо высадить из нерестовика. Небольшое количество мальков можно вырастить па яичном желтке и даже на растертой в порошок сушеной дафнии. Через 10-12 дней они могут питаться циклопом. При хороших условиях содержания и кормления мальки растут более равномерно, при плохих - неравномерно, причем крупные пожирают мелких.
Нетребовательность к условиям содержания и чрезвычайно интересное поведение, особенно во время нереста, позволяют рекомендовать макропода как первую рыбу для начинающих аквариумистов и детей. Основное преимущество его заключается в том, что при содержании и разведении он приносит гораздо меньше огорчений, чем другие рыбы.
Макропод - рыба заслуженная. С ним многое связано в развитии не только аквариумистики, но и аквакультуры в широком понимании этого слова. Это - одна из первых (если не первая) тепловодных рыб, завезенных в Европу и разведенных в условиях аквариума.
При содержании макроподов впервые в истории аквариумистики было обращено внимание на вырождение рыб в условиях аквариума и выявлена необходимость их селекции.
Макропод - первая в мире тепловодная аквариумная рыба, для которой был разработан стандарт и проведен конкурс (в Германии в 1907г.). Не зря в России Московское общество любителей аквариума и комнатных растений украсило свою эмблему изображением макропода.
На Птичьем рынке, в зоомагазинах, зоопарках и па выставках аквариумных рыб я всегда невольно задерживаюсь около аквариумов с макроподами. Это - моя первая любовь, первая рыбка, которую мне удалось развести. Многие годы я ищу и не нахожу такого же красивого, ярко окрашенного "красного", с большими плавниками макропода, как у меня был до войны. Из-за суровых военных условий сохранить его не удалось, но я всегда помню, чем обязан этой рыбе. Из-за нее я увлекся в детстве аквариумом, а впоследствии стал ихтиологом-рыбоводом. Иногда приходится слышать, что родители запрещают детям заводить животных, мотивируя это недостатком места. В нашей семье, занимавшей девятиметровую комнату в коммунальной квартире, находилось место и для собаки, и для птиц, и для аквариума и террариума.
Кроме макроподов, в моем аквариуме жили с десяток верховок и два карасика. К счастью, тогда я не знал, что "кровожадных" макроподов нельзя держать с другими рыбками. Они выросли в общем аквариуме и никого не обижали даже во время нереста (аквариум был густо засажен растениями, и другие макроподы, караси и верховки могли в них прятаться). Но зато они устраивали междоусобные драки, что, впрочем, никогда нс кончалось гибелью соперников. Позже макроподы размножились, и их уже было в аквариуме 8-10 штук. На вершине "иерархической лестницы" постоянно находился один и тот же самец - более крупный, красивый и агрессивный. Он как бы устанавливал порядок, которому подчинялось все население аквариума. Мы дали ему кличку Царь. Кормил я своих рыб тогда в основном сушеной дафнией, изредка - мотылем.
Хочу рассказать об одном случае, который меня многому научил. Однажды летом, когда мы жили на даче, отец, приехав из Москвы, сообщил, что в аквариуме появились какие-то "головастики". На другой же день я помчался в город и выловил из аквариума несколько маленьких макроподов. Отсадив мальков отдельно, я стал кормить их только живым кормом - циклопом и дафнией. Осенью я выпустил подрощенных рыб в общий аквариум. В отличие от родителей они сразу же стали обижать верховок и карасей. Тогда я пересадил забияк в пятилитровую банку, доверху наполнив ее водой и плотно закрыв крышкой. К утру все макроподы в банке погибли. Позже, когда я стал читать книги и общаться с другими любителями, я понял, что произошло.
Агрессивными макроподы стали потому, что были выращены отдельно от других рыб. Погибли же по той причине, что были лишены возможности дышать атмосферным воздухом, без которого лабиринтовые рыбы жить не могут.
Выше уже говорилось, что макроподы, как и другие лабиринтовые рыбы, кроме жабр, имеют специальный "лабиринтовый орган", позволяющий им дышать не только растворенным в воде кислородом, но и атмосферным воздухом. Он представляет собой карманообразные выросты в костях жаберных крышек. Складчатые стенки его, наподобие легких, пронизаны множеством мелких кровеносных сосудов. Захватив с поверхности воды пузырек воздуха, рыбка опускается вниз. Из наполняющего "лабиринт" воздуха кислород через стенки сосудов проникает в кровь, а из нее в воздух выделяется углекислота. Этот орган развивается у макроподов примерно в возрасте двух недель, а до этого они дышат так же, как другие рыбы, жабрами. Благодаря наличию "лабиринта" макроподы могут довольно долго жить вне воды. Нередко случается, что выпрыгнувшие из аквариума рыбы обсыхают, их плавники повреждаются, но стоит им попасть в воду, как они быстро приходят в себя и потом еще долго живут в аквариуме. Чтобы предотвратить несчастные случаи, аквариум следует накрывать стеклом, оставляя между ним и поверхностью воды пространство высотой 4-5 сантиметров. Тогда рыбы будут иметь доступ к атмосферному воздуху, но нс смогут выпрыгнуть.
И еще одно незабываемое воспоминание тех лет.
Как-то, придя из школы, я подошел к аквариуму, чтобы покормить рыб, и вдруг обнаружил в углу среди зарослей риччии скопление пузырьков воздуха. В это скопление Царь, ставший необычайно ярким, выплевывал все новые и новые пузырьки. Решив, что ему не хватает воздуха, я заменил часть воды и разогнал пузырьки. Через некоторое время самец все восстановил. Он стал очень агрессивным: бросался на опущенный в воду палец, стремясь его ущипнуть, гонял самку и других рыб. Боясь, что самец поранит самку, я отгородил стеклом угол, в котором он находился, но самка все время стремилась проникнуть к нему. Вернувшись с работы соceд объяснил мне, что самец построил гнездо, и, удалив стекло, мы стали наблюдать за нерестом макроподов. Самец время от времени обхватывал самку своим телом, перевертывал ее вверх брюшком, и она выметывала небольшую порцию икры. После этого он заботливо собирал упавшие икринки (а спустя некоторое время - и личинок) и возвращал их в гнездо. Время от времени он ремонтировал его. Не буду более подробно описывать нерест макроподов. Советую понаблюдать самим. Скажу только, что брачные игры, постройка гнезда, сам нерест - настолько увлекательное зрелище, что оторваться от него нелегко.
Позже, уже став взрослым, я держал и разводил многих рыб, но снова и снова возвращался к макроподам. И каждый раз я узнавал о них что-нибудь новое. Был случай, когда из аквариума выпрыгнул и погиб самец, тогда за потомством стала ухаживать самка (самец не позволял ей этого). Или такая забавная история: самец макропода ловил мальков гуппи и помещал их в свое гнездо.
Любопытные случаи описываются и в книгах: самка макропода построила гнездо и ухаживает за икрой цихлид; пара макроподов ворует икру из гнезда лялиусов и выхаживает их мальков; макроподы уничтожают в аквариумах таких нежелательных "гостей", как планарии, и т.д., и т.п.
В общем, рыба очень интересная. Но с сожалением должен отметить, что теперь в наших аквариумах живут уже "не те" макроподы. Тускло окрашенные, серые, с грязно-синими и кирпичными полосами, они даже отдаленно не напоминают того красавца, который был у меня в детстве.
Как-то мне привезли из Прибалтики пару более или менее ярких макроподов. Даже в окраске самки преобладал красный цвет. Но от них мне не удалось получить ни одного потомка, окрашенного так же красиво и ярко, как отец. Не получилось это и при близкородственном скрещивании (отец-дочь). Вероятно, я не смог подобрать условий, обеспечивающих реализацию наиболее привлекательных наследственных признаков.
Просматривая специальную зарубежную литературу, я обратил внимание на то, что в ней макроподы всегда выглядят гораздо привлекательнее, чем те, которых мы видим в наших зоомагазинах и на Птичьем рынке. Но ведь и в России в начале текущего века их описывали как красивейших рыб. Замечу, что Золотницкий описывает обыкновенного макропода и райскую рыбку как разные виды, в современной же зарубежной литературе их относят к одному виду, а названия рассматриваются как синонимы. Г.Рихтер (1979г.) не исключает, что райская рыбка, славившаяся пышным оперением и красивой окраской, - искусственно вывевыведенная форма или результат мутации.
В Англии макропод до сих пор считается одной из самых красивых аквариумных рыб (Гильберт и Легге, 1970). Это свидетельствует о том, что в Западной Европе благодаря селекции и разработке стандарта, предусматривающего сохранение и улучшение наиболее привлекательных черт окраски и формы плавников макропода, удалось ослабить, а может быть, и прекратить начавшееся вырождение этой рыбы в условиях аквариума.
Одной из основных причин утраты макроподами свойственной им красоты и яркой окраски, по-видимому, является то, что за ними утвердилась слава самых неприхотливых рыб, которых можно разводить в любых, и даже в неблагоприятных, условиях. В результате такого отношения наиболее привлекательные для селекционера наследственные задатки макроподов не смогли реализоваться. Вспомним гуппи. Эта "кормовая" рыбка при улучшении условий содержания быстро "похорошела" и, превратившись в один из любимых объектов селекции, стала украшением наших аквариумов. В значительной степени этому способствовали разработка стандартов и систематическое проведение в разных странах выставок-конкурсов, а также создание Международного совета по селекции гуппи.
По моему мнению, благороднейшей задачей, стоящей перед клубами акварумистов нашей страны, является разработка мероприятий, направленных на поддержание интереса к старожилам наших аквариумов. Из-за длительного близкородственного разведения в неблагоприятных условиях они вырождаются и, подобно макроподу, теряют наиболее привлекательные черты своих предков. В аквариумах любителей и на выставках их заменяют модные "новинки" и так называемые проблемные рыбы, которых могут разводить лишь очень опытные аквариумисты. Конечно, этот интерес вполне понятен, но если "новинками" будут заниматься некомпетентные люди, не умеющие создать оптимальных условий, то и эти рыбы постепенно выродятся и исчезнут.
Не лучше ли большинству любителей, и прежде всего новичкам, обратить свое внимание на "старых", хорошо известных рыб?
Результаты селекции разных видов надо регулярно демонстрировать на тематических выставках, посвященных отдельным группам рыб (живородящим, лабиринтовым и др.), а экспонаты должны оцениваться в соответствии с разработанными для каждого вида стандартами (отдельно для природных и искусственно выведенных форм).
Только таким путем можно добиться того, чтобы в наших аквариумах жили и "новинки" и "старожилы". Иначе постепенно наступит вырождение, а в дальнейшем - и исчезновение многих из них.