При содержании разных рыб в одном водоеме очень важно, чтобы соседи не мешали друг другу. В моих аквариумах живут и стабильно размножаются дискусы, а эти рыбы, как известно, местом своего обитания выбирают верхние и средние слои воды; нижняя часть аквариума остается фактически не заселенной. Поэтому вполне понятно мое пристрастие к сомам, которые, как известно, обитают у дна. Они не конкурируют в питании с дискусами, и, кроме того, поддерживают чистоту в водоеме, подбирая все остатки кормов, что немаловажно для успешного содержания дискусов.
Сомовых рыб сейчас в аквариумах содержится много. Наилучшими - декоративными и в то же время весьма полезными - я считаю некоторых представителей семейства Кольчужные сомы (Loricariidae).
Думаю, читатель поймет, отчего забилось мое сердце, когда в партии рыб, поступивших из Германии, я увидел четырех незнакомых мне анциструсов. У одних окантовка спинного и хвостового плавников была ярко-желтой, у других - алой. Первые по прайс-листу были обозначены как Bariancistrus sp., вторые - как Gypostomus sp. Естественно, обе рыбки вскоре оказались в моих аквариумах.
Систематика анциструсов и близких к ним видов весьма запутанна. Обыкновенный анциструс (Ancistrus dolichopterus) уже давно стал для нас обычным. Значительно сложнее обстоит дело со звездчатым анциструсом. Эту рыбку в литературе именуют по-разному. Так что углубляться в систематическое положение моих новых анциструсов пока не буду и воспользуюсь русским названием, вынесенным в заголовок статьи.
Рыбки довольно быстро росли, и вскоре выяснилось, что это два самца и две самки. Самцы достигают сейчас 16 и 18 сантиметров, самки - не более 15. У самцов удивительно густые и мясистые антенны на голове, которые выгибаются в стороны как ветвистые рога оленей.
Анциструсы нормально развивались в аквариуме с дискусами, порой прятались в поставленную для них трубу, но бOльшую часть дня активно работали, обеспечивая идеальную чистоту покрывающего дно ракушечника.
Первый нерест я проглядел. Увидел, что самка имеет весьма побитый вид и попытался установить, в чем причина. Вот тут-то я и заметил снующих среди ракушечника мальков - они уже покинули гнездо в трубе и расплылись по аквариуму. Потом удалось их сосчитать - 112 штук. Но почему у самки был такой растрепанный вид? Предположив, что труба диаметром 12 сантиметров тесновата для бурных анциструсовых страстей, я заменил ее на бoльшую, диаметром 16 сантиметров, и оказался прав.
Следующий нерест произошел через две недели. Его я заметил вовремя. Икринок оказалось 230. Они отличались от икры обычного и звездчатого анциструсов: по размеру мельче, а цвет оранжево-красный. Потомство находилось под охраной самца до рассасывания желточного мешка. Из гнезда вышли уже сформировавшиеся мальки размером не более 0.7 сантиметра. При температуре 26-27°С мальки сразу проявили отличный аппетит. Стартовым кормом им служила артемия и тертый "TetraFil". Молодь не пуглива, активна днем. Все время она соскребала обрастания с ракушечника и стенок аквариума.
Мальки быстро росли до месячного возраста, а затем рост их замедлился. С этого времени я давал им манную кашу (кстати, каша подходит и для молоди дискусов), а некоторое время спустя - резаного мотыля и трубочника.
Двухсантиметровые рыбки очень разнообразны по цветовой гамме: одни более бурые, у других много белых точек, у третьих точки белые и потемнее. Но у всех спинные и хвостовые плавники имеют алые или интенсивно-красные канты.
Полагаю, что нерест этих рыб стимулируется постоянным притоком свежей воды (необходимый режим для дискусов), наличием ракушечника, а не песка на дне (у анциструсов даже беловатые экскременты) и преднерестовым режимом кормления с добавлением растительных кормов*.
В Петербурге "красные" звездчатые анциструсы впервые появились в продаже в универмаге "Золотой ключик", где и работает автор этой статьи. Рыбки быстро приобрели популярность у аквариумистов города.
В дополнение к сказанному.
На первый взгляд, сообщение В.Самойлова может показаться необычным: какой еще "красный" анциструс? Ведь если ориентироваться на российские книги об аквариумных рыбах, никакого "красного" среди анциструсов нет. На самом деле с систематическим положением анциструсов, как и других кольчужных сомов, все далеко не так просто. Сейчас, когда в тропиках, в частности, в Южной Америке, регулярно работает много экспедиций по вылову рыб для аквариумистов, выяснилась любопытная особенность рыб семейства Loricariidae. Оказалось, что чуть ли не каждая речка, а то и бухточки в том же водоеме, имеют свою собственную экологическую популяцию, и представители этих популяций существенно отличаются друг от друга окраской.
Определять эти разновидности как биологические виды во многих случаях преждевременно, хотя та или иная популяционная окраска устойчива и сохраняется у потомства. Поэтому было условлено обозначать эти разновидности особым кодом - заглавной буквой L (первая буква названия семейства) и номером.
В германском журнале DATZ часто публикуются снимки и описания этих "номеров" анциструсов. В 1997 году, например, опубликованы L-235: черный с очень мелкими белыми точками, плавники не имеют светлого канта; L-239 - почти черный с голубыми кантами на плавниках; L-236 - светлый с черными разводами и т.д. Некоторые из этих кодовых номеров входят в род Ancistrus, другие - в роды Baryancistrus, Parancistrus, Scobiancistrus.
Инго Зейдель (I.Seidel) в статье, опубликованной в #11 журнала за прошлый год, замечает, что разные модификации лорикариид постоянно поступают в продажу. Кроме того, пишет он, некоторые фирмы за счет кормления особыми витаминизированными кормами добиваются изменения окраски у выловленных в природе сомов еще на стадии карантинного содержания и пускают их в продажу под новыми кодовыми номерами.
Что касается статьи "Красный" звездчатый анциструс", то я обратился за комментарием к известному знатоку аквариумных рыб Гельмуту Пинтеру (Швеция). В ответном письме он, в частности, пишет: "Хотя "красный" анциструс в последние годы регулярно разводится европейскими аквариумистами, описания вида этой рыбки до сих пор нет". Так что пока придется ограничиться только первым знакомством с ней.
М.Махлин