Прежде чем начать разговор об отдельном растении, давайте выясним, что нам вообще известно о роде Hygrophila, к которому оно принадлежит. Род был впервые описан в 1810 году Р.Брауном (R.Brown) и относится к семейству Acanthaceae. Он включает около 90 видов трав, распространенных во влажных районах Азии и Африки. Но лишь немногие из них в период разлива могут развиваться несколько месяцев в воде и совсем мало видов, которые способны все время находиться в погруженном состоянии.
Первой гигрофилой, попавшей в наши аквариумы в конце 40-х годов этого столетия, была H.polysperma. Ее привезли из Германии, поэтому за ней закрепилось название, данное в этой стране, – индийская водяная звездочка. В 1957 году к нам поступила номафила прямая (Nomaphila stricta), под этим названием она распространяется и сегодня. В 60-е годы число видов гигрофил в наших аквариумах составляло уже около десятка, но сегодня их значительно меньше.
И не потому, что часть видов выбыла из культуры, просто изменилось их систематическое положение.
H.polysperma сегодня имеется у нас в двух вариантах: основная форма и декоративный садовый сорт. У садового растения на зеленом фоне листа имеются беловатые жилки, но при очень сильном освещении листья становятся розовыми, а жилки пунцовыми.
H.corymbosa вобрала в себя целую группу ранее самостоятельных видов – H.lacustris, H.longipholius, H.salicifolia, H.angustifblia, Nomaphila stricta. Внешне эти вариации выглядят так: "лимонник", или "номафила", – широкие зеленые листья с бело-серебристой нижней стороной; "гигрофила коримбоза" – такие же по форме листья, но цвет их от шоколадного до пурпурного (при слабом свете красным остается только стебель); "ангустифолия" – сильно вытянутые (до 15– 18 сантиметров) узкие листья зеленого цвета; "лакустрис" – ланцетные листья; "таиландская" – светло-зеленые ланцетные листья (в отличие от остальных разновидностей растет медленно и не стремится к поверхности).
Третьим широко распространенным у нас видом является H.difformis. Вот об этом-то растении и пойдет речь.
Впервые оно было описано в 1781 году Линнеем-младшим под названием Ruellia difformis, а с 1891 года выделено в самостоятельный вид Synnema triflorum. Под этим названием оно и попало в наши аквариумы в 1957 году. В нашей торговле его именуют "синнема" или "дубок" (листья растения в одной из фаз развития напоминают листья дуба).
Настоящее научное название этого вида – Hygrophila difformis, А интересен он своими особенностями.
Одна из них связана с диморфностью листьев. Первые листочки у слабых маленьких отростков – круглые, с цельным краем. Затем появляются овальные, с зубчатым краем. Дальнейшие изменения формы листовой пластинки приведены на рисунке (слева направо). Чем сильнее растение, чем лучше условия его содержания (яркий свет, температура выше 22°С), тем больше расчлененность пластинки листа. Стоит пересадить или хотя бы сдвинуть укорененное растение, расчлененность листьев сразу нарушается, ослабляется; можно даже заморить растение настолько, что оно опять начнет выпускать просто овальные листья.
Сильное растение вне воды тоже обречено на потерю расчлененности листьев, которая нужна лишь в водной среде для увеличения площади листа: соприкасаясь с водой, гигрофила поглощает из нее все необходимое для жизни (корни играют роль закрепителя на грунте).
Приближаясь к поверхности, растение готовится к выходу в воздушную среду, что связано с принципиальной перестройкой его физиологии, а, значит, и анатомии. Корни разрастаются, развивается их всасывающая способность. От них начинается восходящий ток соков к листьям (в водной среде он не актуален), поэтому в стебле развиваются проводящие сосуды. Стебель укрепляется, чтобы нести листья, а затем и цветки к солнечному свету. Меняются и листья: вне воды расчлененность их излишня, они уменьшаются и образуют цельную пластинку. Как это происходит,, можно увидеть на том же рисунке, только теперь надо смотреть справа налево.
Вторая особенность гигрофилы – листовая мозаика. У многих гигрофил у поверхности воды листья становятся крупнее. Естественно, что они затемняют растущие ниже листья, и те отмирают. Порой у "номафилы" остается лишь пучок листьев у поверхности, а ниже – голый стебель. У Н. difformis все обстоит иначе. Попытайтесь оценить освещенность под разросшимся у поверхности стеблем этой гигрофилы, она окажется не такой уж низкой. А ведь у сильных экземпляров расчлененные листья достигают длины 20– 30 и ширины 15–20 сантиметров. Чтобы понять этот фокус, надо внимательно посмотреть на растение точно сверху, чтобы верхушка стебля была под вашими глазами. Присмотритесь: все листья сдвинуты на стебле, каждая супротивная пара имеет свою ось и все оси не совпадают. При этом огромные расчлененные лопасти верхних листьев минимально закрывают нижние, а те – еще более нижние, и все получают свою долю освещения. Это и называется листовой мозаикой: одни листья не мешают другим. Впрочем, заметить эту мозаичную раскладку листьев можно только у отдельно стоящего растения. Когда листья разных стеблей мешают друг другу, мозаика, конечно, нарушается.
Третья особенность связана с садовым "бело-зеленым" сортом этой гигрофилы (лист светло-зеленый, все жилки белые). Иногда белые пятна охватывают и листовую пластинку между жилками. Растение появилось в торговле в 1976 году. Оно очень красиво, но неустойчиво.
Что надо сделать, чтобы бело-розовая форма H.polysperma была более яркой и красивой? Свет, свет и еще раз свет. По аналогии можно было бы ожидать такого же эффекта и от садового сорта Н.difformis. Ан нет, освещенность порой дает неожиданные результаты: у одного и того же растения сорта "бело-зеленый" при ветвлении часть стеблей имеет декоративные листья, а часть – самые обычные. Это в воде. А вне воды на одних стеблях изменяется форма листьев, но сохраняется декоративная окраска, на других начинают образовываться только зеленые листья. Причина такой "непредсказуемости" сорта при благоприятных условиях пока неясна.
Вот какие сюрпризы преподносит эта необычная гигрофила.