Похожие, но разные

Автор:
Рубрика:

Первый аквариум с растениями появился у меня в декабре 1991 года. Начал я с эхинодорусов. Приобрел Echinodorus osiris maior, потом появились у меня красный и зеленый Е. horemanii, эхинодорус "Роза". Смотрю, растут не по дням, а по часам, вымахали огромные – таких я в Петербурге ни у кого не видел. Приходят друзья – аквариумисты, удивляются, и, наконец, одному из них пришло в голову измерить параметры воды. Результаты оказались неожиданными: жесткость 16-18°, рН чуть выше 7,0, тогда как петербургская невско – ладожская вода из-под крана имеет не более 3° жесткости, чуть кислую реакцию, да еще всяких технологических примесей навалом – нитраты, фосфаты, фенолы, тяжелые металлы.

Вот тут – то все и стало ясно: мой район хотя и считается частью города, имеет свою водопроводную сеть, и вода здесь не невская. Тот же приятель мне посоветовал: "У тебя идеальные условия для криптокорин, ты бы ими и занялся".

С тех пор криптокорины заполонили мои аквариумы. И рыбы у меня есть, и другие растения, но криптокорины – это главное. Удивительные они растения: всего-то один ботанический род, а какое разнообразие цвета, форм, образа жизни!

Вот, к примеру, реснитчатая криптокорина – Cryptocoryne ciliata. Вид один, а разновидности две. Кажется, и разница невелика: у одной листья чуть пошире. Так нет же: широколистная дает отростки в пазухах листьев, а узколистная протягивает свои столоны далеко в сторону от корневой шейки. Или взять апоногетонолистную криптокорину – С. ароnogetifolia. У нее много листьев, длина их более метра, а выше корней полно отростков. А вот С. usteriaпа. Ученые – ботаники спорят: один это вид или два. Давайте сравним и мы. Устериана одновременно держит 3-4 листа, а апоногетонолистная – более десятка. Бугры и вмятины на листовой пластине по рисунку и форме тоже разные. Нижняя сторона листа у устерианы розовая, а у апоногетонолистной – зеленая. Неодинакова и длина растений – апоногетонолистная намного больше. А растут ведь рядом, в одном аквариуме.

Другая пара – С. pontederifolia и С. moehlmannii. Их тоже многие не различают, хотя рисунок жилок на листьях у них все – таки разный.

А самая любимая моя криптокорина – С. hudoroi. Какая же это красавица! Молодой лист – с золотистым оттенком, потом верхняя его часть зеленеет, а нижняя еще какое – то время остается бронзовой. Эта криптокорина – моя гордость, целый аквариум ею засажен. Она очень быстро размножилась – видно, вода ей понравилась.

Но не всем криптокоринам подходит наша водопроводная вода. Довольно плохо реагируют на нее С. affinis, С. purpurea ("griffithii"), С. cordata ("blassi"), слабо растет С. crispatula ("balansae") (названия видов привожу по ревизии рода Н. Якобсеном (Jacobsen, 1982), а в скобках даю старые, известные любителям наименования).

Некоторые криптокорины выглядят красивее в воде, другие – вне ее. К первым относятся С. wendtii, С. undulata (этот вид аквариумисты привыкли называть С. "willisii"), имеющие шоколадно – коричневую или красно – коричневую окраску. Ее дает пигмент антоциан, образующийся при наличии в воде железа, усваиваемого растениями (я добавляю в воду железо из специального раствора).

Вне воды красивы криптокорины, растущие в природе по берегам водоемов. Для них мне пришлось устраивать палюдариум. Одно из таких растений – С. legroi. Правда, Якобсен относит эту криптокорину к С. walkeri, а названия считает синонимами. И все же первое растение коричневое, а второе – зеленое, только черешок и центральная жилка красно – коричневые. Впрочем, внутри каждого вида этих криптокорин есть еще и разные экологические формы. Трудно в них точно разобраться. Но тем – то они и интересны, что все время приходится думать, искать в литературе.

Ну, а напоследок совет тем, кто хочет заняться этими растениями. Во – первых, не следует спешить: криптокоринам надо года два, чтобы они предстали во всем своем великолепии – разрослись, дали рощицу отростков. Во – вторых, нужна стабильность. Эти растения не любят суеты, частой возни с водой: показатель рН должен быть ровным, без больших колебаний, воду полагается менять понемногу, но в строгом ритме, без нарушений. В – третьих, надо уделять внимание грунту: можно и в песке выращивать, но иногда следует добавить глину – достаточно шарика величиной с ноготь (а не полгоршка набивать). И очень важно, чтобы освещение было постоянным. У меня криптокорины получают не очень много света, но и здесь я никогда ничего не меняю.

ОТ РЕДАКЦИИ

В статье В. Иванова есть место, где автор сравнивает С. aponogetifolia и С. usteriana. Н. Якобсен в книге "Криптокорины" (N. Jacobsen. Cryptocorynen: Stuttgart, 1982) приводит эти названия как синонимы, считая второе основным. Иное мнение высказывают в более поздних публикациях другие исследователи. Так, К. Геринг (С. Gering, журнал "DATZ", № 1, 1992) пишет: "Уже ряд лет среди ботаников вызывает споры этот вид (имеется в виду С. aponogetifolia. – Ред.). Некоторые авторы придерживаются мнения, что он и С. usteriana – синонимы. Однако конкретные исследования гербарных материалов, а также новый анализ мест обитания обеих криптокорин показывает, что мы имеем дело с двумя видами. Оба они уже выращиваются в культуре". Наблюдения В. Иванова о различиях этих криптокорин, выращиваемых в одном аквариуме, представляют научный интерес, подтверждая мнение, высказанное К. Герингом.