Конечно, по сравнению с нюрнбергской выставкой "Interzoo2000", количество экспонентов которой перевалило за тысячу. IX выставка "Зоосфера", прошедшая с 23 по 26 ноября 2000 г. в павильонах питерского выставочного комплекса "Ленэкспо", выглядела гораздо скромнее. Здесь зооиндустрию представляли чуть более 70 фирм.
Но нужно ли постоянно оглядываться на Европу с ее достатком и размахом? Давайте лучше исходить из скромных, но близких нам отечественных реалий, а они таковы: ежегодная питерская выставка товаров для домашних животных подошла к рубежу веков самой масштабной и авторитетной в России. В списке ее организаторов Ассоциация предприятий зооиндустрии. Ассоциация практикующих врачей ветеринарной медицины России, Российская кинологическая федерация и, наконец, "изюминка сезона" Niirnberg Global Fairs (Нюрнбергский выставочный центр).
Да-да, на сей раз в судьбе выставки приняли горячее участие устроители крупнейшего европейского зоофестиваля, что позволило отнести "Зоосферу-2000" к категории международных событий в мире зооиндустрии. Кстати, выступление г-жи Герты Краусманн, управляющей NiirnbergMesse (это дочерняя организация Niimberg Global Fairs), внесло приятное разнообразие в суховатую пресс-конференцию, посвященную открытию "Зоосферы-2000". Лейтмотивом ее речи была мысль: "Животные не признают государственных границ, устанавливаемых людьми". Дай Бог, чтобы слова г-жи Краусманн о блестящих перспективах российской зооиндустрии оказались пророческими, а участие Niimberg Global Fairs в последующих выставках не было бы столь формальным, как в этот раз: мы ведь так и не увидели ни одного стенда "гигантов" все они снисходительно передоверили право представлять свои марки и продукты российским партнерам с их скудноватыми рекламными бюджетами. "Вы, мол, коллеги. барахтайтесь, а если выплывете/то мы за вас порадуемся!.."
Но вернемся к выставочным стендам. Конечно, традиционный приоритет по количеству экспозиционных площадей принадлежал фирмам и организациям, деятельность которых ориентирована на владельцев кошек и собак. Аквариумистика и террариумистика на сей раз были представлены десятком фирм. деятельность которых полностью или частично лежит в сфере удовлетворения потребностей экзотических рыб, водных растений, рептилий. Но мне кажется, что если бы регистраторы учитывали посещаемость отдельных стендов и время, затраченное гостями выставки на осмотр экспонатов, аквариумно-террариумная тематика наверняка вырвалась бы в лидеры. Ведь банально-прозаическим консервным банкам, ошейникам и клеткам противостояли оригинально оформленные аквариумы. которые не только являли посетителям красоты подводного мира, но и зачастую служили полигонами для наглядной демонстрации работы того или иного оборудования.
Судя по плотности посетителей (по сведениям администрации выставки. за четыре дня работы ее посетили 20000 гостей, в том числе 700 представителей зообизнеса.), "приз зрительских симпатий" заслужила питерская фирма "Агидис", чьи впечатляющие стенды практически никогда не пустовали. Не были обойдены вниманием публики экспозиции московской "Аква Лого", питерских "Элефант+", "АРГ" и "АкваПлюс". Не приходилось скучать и сотрудникам журнала "Аквариум", который также был представлен на выставке в качестве участника.
Конечно, дефилируя мимо экспозиций аквариумных фирм. хотелось увидеть на принадлежащих им стендах что-нибудь необычное, грандиозное, да еще и с этикеткой "Сделано в России". Увы... Мне не удалось разглядеть подобной "изюминки" за обилием товаров как польско-китайского производства, так и "брендов" европейского происхождения. Очевидно, дает о себе знать российская экономическая действительность, в условиях которой заниматься посреднической деятельностью гораздо целесообразнее, чем производить собственный товар.
С другой стороны, радует то, что многие "хиты сезона , лишь недавно появившиеся на прилавках западных зоомагазинов, уже сегодня доступны и российским любителям домашних животных. Это говорит об оперативности наших зообизнесменов. Остается лишь пожалеть о том, что оперативные анонсы подобных товаров не часто доступны нашим читателям и единственными "промоутерами-консультантами" остаются продавцы розничной сети.
В общем и целом выставка произвела благоприятное впечатление. По крайней мере те участники, с которыми мне удалось побеседовать в последний день работы выставки, остались довольны ее результатами и не жалели о времени и средствах, потраченных на свое пребывание под крышей "Ленэкспо". Позволю себе привести мнение некоторых из них.
Е.Воронов. Н.Стригуль ("Элефант+", г.Санкт-Петербург): эта выставка порадовала нас больше, чем предыдущая. Шире представительство российских и иностранных фирм. Демократичнее ассортимент товаров. Скажем, мы представляем дорогое и надежное оборудование фирм Eheim и Jager. Конечно, оно доступно далеко не всем. Но у посетителя магазина должно быть право выбора между дорогим и дешевым, право поиска компромисса между ценой и качеством. Это тем более важно, что в России есть много состоятельной публики, которая хочет за свои деньги иметь товар высокого качества. С другой стороны, российский обыватель может позволить себе риск эксплуатации оборудования сомнительного происхождения. поскольку цены на гидробионтов в нашей стране очень низки и в случае чего пополнить население аквариума несложно.
Я.Сцирли ("Aqua Szut", Польша): мы очень довольны своим участием в выставке. Это наше первое знакомство с российским зоорынком, и мы рады, что представленные нами товары (фирма производит оборудование для аквариумов, декоративных бассейнов и фонтанов) были встречены с интересом. Конечно, пока еще рано говорить об окончательно установленных контактах, но перспективные знакомства состоялись, и мы надеемся, что они получат логичное продолжение. Российский зоорынок интенсивно развивается, и мы рассчитываем, что наши фильтры, компрессоры и обогреватели, ультрафиолетовые стерилизаторы для аквариумов займут в нем достойное место.
М.Тетерина ("Western", г.Челябинск); на этой выставке мы не только закрепили отношения со старыми партнерами, но и нашли новых. Деятельность нашей фирмы предусматривает два основных направления: реализацию товаров собственного производства и дистрибуцию товаров других фирм. В частности, мы обладаем эксклюзивными правами на реализацию аквариумного оборудования китайской фирмы Hailea. Мы заметили, что российский потребитель стал менее настороженно относиться к товарам китайского происхождения. Видимо, это связано с тем. что на отечественный рынок наконец-то стала поступать фабричная, прошедшая тестирование продукция, а не результат деятельности подпольных цехов.
С.Антонов ("АкваПлюс", г.Санкт-Петербург): Это уже наше пятое по счету участие в "Зоосфере". Очередная выставка вполне оправдала те надежды, что мы на нее возлагали. Большое количество посетителей, а значит, хорошая реклама представляемым нами товарам. Хорошо, что выставка работает как в будние, так и в выходные дни. Это дает возможность познакомить с продукцией не только оптовиков. но и конечных пользователей товара рядовых покупателей. Может быть. какого-то ажиотажа по сравнению с предыдущей выставкой и нет, но отсутствует и спад. А стабильность ведь тоже положительный показатель, и хорошо, что удалось ее добиться...
Подводя итог, можно лишь посетовать на то, что в насыщенной показательными выступлениями кошек и собак программе выставки не нашлось места для демонстрации достижений питерских аквариумистов и террариумистов это безусловно украсило бы павильон "частных экспозиций".
Но в целом, несмотря на множество заявленных на 2001 год московских выставок (нам известно минимум четыре). "Зоосфера", повидимому. останется крупнейшим событием российской зооиндустрии в наступившем году.