С 9 по 13 февраля 2005 года в Москве находился директор маркетинга и продаж компании «EHEIM» господин Роберт МОЛЬ. Редакторы «Aquarium Magazine» встретились с Робертом в субботу, на московском Птичьем рынке и, естественно, взяли у него интервью.
Слава Юдаков. Роберт, вы в России уже далеко не первый раз. Какова нынешняя цель вашего приезда?
Роберт Моль. Две основные задачи: продвижение новых больших фильтров "EHEIM Professional-3" и аквариумов "MP-aquarium", потому что в этих продуктах много технических и дизайнерских изменений, а также новый менеджмент и новые цены. Мы работаем над снижением себестоимости, чтобы обеспечить лучшие цены, также очень внимательно относимся к вопросам упаковки, особенно к ее дизайну. Вместе с нашими российскими партнерами мы инвестируем все больше и больше денег в маркетинг.
Слава Юдаков. В редакции мы неоднократно слышали мнение о том, что в Западной Европе и в Германии в частности наблюдается снижение интереса к аквариумистике. Так ли это ?
Роберт Моль. Нет, это совсем не так. В Западной Европе в последние годы рынок аквариумисти-ки стабилен. Не наблюдается ни роста, ни спада. В то же время в США и Англии заметен подъем спроса на аквариумные товары, так что ситуацию в Европе можно назвать отставанием. По данным наших опросов, 70—80 процентов людей хотели бы иметь аквариум дома, но по различным причинам не заводят его. Как мы выяснили, самая главная проблема заключается в том, что стандартные аквариумы не подходят к современным помещениям по оформлению и дизайну. Вторая причина — людей пугает трудоемкость ухода за аквариумом. Третья причина — слишком высокие значения рН и карбонатной жесткости воды во многих землях Германии.
Учитывая вышесказанное, мы боремся за увеличение интереса к аквариумной теме и увеличение продаж. Для этого в первую очередь мы улучшаем и изменяем дизайн самих аквариумов и аквариумных аксессуаров на более современный, создаем большое количество новых вариантов отделки аквариумов. Вторую проблему мы пытаемся решить путем разработки новых моделей фильтров, новых фильтрующих материалов и новых схем очистки воды. Так, в новых фильтрах "EHEIM Professional-3" встроенный префильтр достаточно чистить один раз в полгода, причем это очень простая операция. Сам же фильтр необходимо перемывать намного реже.
Третью проблему мы решаем совместно с фирмами-партнерами. Мы не можем изменить химизм природной воды, но мы можем научить людей основам биологии воды и живущих в ней организмов, так, чтобы люди могли использовать ту воду, которая у них имеется, наилучшим образом.
Слава Юдаков. А вот вопрос насчет упрощения ухода за аквариумом. Имеется ли в Германии рынок услуг по абонементному обслуживанию аквариумов, как это распространено, например, в России?
Роберт Моль. Нет, в Германии и большинстве других стран Западной Европы это распространено очень мало. Это очень дорогая услуга, один визит специалиста в Германии стоит около 400 евро. Такая цена связана с законами об оплате труда и налогами. Получается диспропорция,среднему человеку надо не один день работать, чтобы оплатить один час работы специалиста. Подобные услуги по карману только очень богатым людям.
Слава Юдаков. Собирается ли компания EHEIM начать выпуск информационных изданий для начинающих любителей, подобно тем брошюрам, которые выпускают, например, Tetra и Sera?
Роберт Моль. EHEIM не просто собирается, а уже выпустил первую подобную брошюру. Мы представляли ее на осенней выставке в Санкт-Петербурге «Зоосфера — 2004», сейчас она уже доступна в зоомагазинах Западной Европы, а через несколько месяцев, благодаря помощи наших партнеров в России, русскоязычная версия этого издания появится и в вашей стране. Основная тема брошюры — большое количество вариантов установки аквариумов в современных помещениях. Кроме того, в ней содержатся ответы на основные вопросы по техническому оснащению аквариума и основы аквариумной биологии.
Слава Юдаков. Роберт, а сами-то вы занимаетесь рыбами?
Роберт Моль. Вообще-то мне хватает аквариумов на работе, но дома для дочери я держу небольшой аквариум на 160 литров с живыми растениями.
Слава Юдаков. Как вам понравился московский Птичий рынок?
Роберт Моль. Это очень интересное и нужное место. Особенно мне понравилось качество некоторых видов рыб, а также то, что здесь я увидел много редких видов, даже таких, которых сложно найти в Германии и Франции. А это все очень важные вещи для развития аквариумного бизнеса. Самое главное для популяризации аквариумистики — это качество рыб и их большой выбор. Меня удивило, что эта торговля происходит практически под открытым небом, это непривычный мне способ ведения бизнеса. Тем не менее, несмотря на мороз и плохую погоду, люди здесь симпатичные и приветливые, и я получил большое удовольствие от этой экскурсии. Тем более, что мой друг Анатолий Жуковин был чудесным и квалифицированным гидом.
Слава Юдаков. Как вы видите будущее EHEIM в России?
Роберт Моль. Это очень просто. Мы собираемся продолжать развивать этот рынок, он нам очень интересен. Мы имеем здесь замечательных партнеров, наш российский представитель — компания, весьма компетентная как в бизнесе, так и в аквариумистике. Вообще, Россия очень перспективная страна с хорошо развитой аквариумистикой и большим количеством специалистов по этой теме. Мы собираемся увеличивать инвестиции в этот рынок и считаем, что он имеет большое будущее. Кстати, в этом году исполняется десять лет нашей работы в России. Ну а лично для меня Россия — это одна из тех стран, в которые я люблю приезжать. В каждый мой приезд в Москву или Санкт-Петербург я вижу что-то новое и очень интересное.