Большинство историков согласны с тем, что древнекитайское рыбоводство возникло очень давно, во всяком случае, еще до начала нашей эры. Вопрос этот интересен еще и потому, что настоящая аквариумистика, т. е. разведение декоративных красивых рыбок, зародилась именно в Китае в далекие от наших дней древние и средние века. Понятно, что искусство разведения золотой рыбки, этого первожителя декоративного бассейна, в Поднебесной империи появилось не на пустом месте. Ему предшествовала длительная эпоха развития хозяйственного рыбоводства, в ходе которой древние китайцы постепенно научились выращивать и разводить рыбу как товар, продукт питания для многочисленного во все времена населения страны. Нас в этом разделе будут интересовать две даты — начало рыбоводства хозяйственного и рыбоводства декоративного. Древние китайцы, очевидно, очень давно осознали, какую роль для их существования играет благополучие обитающих в водоемах рыбных стад. Видимо, еще в языческий период в народе возникло поверье, что человека, поймавшего рыбу — самку со зрелой икрой и не отпустившего ее обратно в воду, неминуемо ждет «кара небесная». Позднее, уже с распространением буддизма, в Китае существовал обычай — если кто-то отпустит рыбу из садка (либо птицу из клетки), ему это зачтется в будущей жизни. Так или иначе, подобные поверья и обычаи содействовали сохранению условий воспроизводства рыбных популяций.
А уже с XIV в. принимаются и специальные рыбоохранные законы. Императоры династии Мин (XIV— XVII вв.) запрещали рыбакам вылавливать самок рыб со зрелой икрой. При последующей и, кстати, последней императорской династии — Цин (XVII—XX вв.) — лов рыбы был запрещен в местах нерестилищ, где выставлялась специальная охрана.
О роли рыбы в экономике Древнего Китая много говорить не приходится. Жители этой страны, сконцентрированные в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ, выращивали рис — основной продукт питания — на землях, орошаемых водой этих рек. Здесь же добывали рыбу. Она издревле служила в Китае символом достатка и изобилия.
Самое начало рыбоводства в Китае, возможно, было связано как раз с рисовыми полями: вместе с водой для орошения в чеки из рек попадали рыбы, которых легко было оттуда извлечь. Вначале случайно, а потом, может быть, намеренно, рыба запускалась на посевы риса, покрытые речной водой. И поныне во многих странах, включая Китай, Японию, Италию и нашу страну, возделывание риса часто увязано с одновременным выращиванием в полузатопленных (на 15—30 см глубины) полях карпа и других рыб.
С рисовых полей древнекитайские рыбоводы, вероятно, переключились на прудовое рыборазведение. Когда это произошло, точно неизвестно. Но вот цитата из книги «Великие оды»:
Когда властитель в своем саду, Прыгают рыбы в дивном пруду.
Книга «Великие оды» входит в поэтический свод под общим названием «Книга песен», датируемый XI—VII вв. до н. э. Значит, уже тогда существовало декоративное рыборазведение? Углубляясь в источники столь древних эпох, нам порой трудно отличить, где речь идет о выращивании столовой рыбы, а где — об аквариумной. Поэтому наш дальнейший рассказ будет содержать сведения одновременно об обеих формах рыбоводства.
В V в. до н. э. в провинции Цзянсу некий Фан Ли, по- видимому, всерьез занялся разведением карпов. Опыт был успешным, и Фан Ли написал в 473 г. до н. э. книгу под названием «Разведение рыб». Это, как утверждают ученые, был первый в истории известный нам документ-руководство по рыбоводству. Почти через 100 лет в Китае было написано еще одно подобное руководство. Созданное в 375 г. до н. э., оно содержало инструкции, как следует разводить карпов в пруду, причем до шести разных видов одновременно.
О развитии карпового рыбоводства в Древнем Китае говорит такой факт. Однажды к власти пришел новый император, имя которого случайно повторяло слово «карп». Видимо, рыба карп в те времена уже была широко известна и доступна простому народу, поскольку властитель не пожелал, чтобы имя его произносилось на рынках и в хижинах всуе. Запретить разговоры с намеками о своей персоне, вероятно, было трудно, поэтому император избрал более «простой» путь: специальным указом он запретил разведение карпа по всей стране...
В начале нашей эры в Китае, по-видимому, уже существовали разнообразные формы рыбоводства. Так, писатель Тао Юаньмин в 406 г. н. э. пишет в одном из своих произведений о тоске по дому, используя для сравнения образ рыбы в запруде, которая «не забудет родного ручья». Прудовые хозяйства в эту эпоху становятся, по-видимому, уже неотъемлемой частью пейзажей и ландшафтов. Они постоянно попадают в поле зрения поэтов и художников, порождая в их душе всевозможные образы и ассоциации. Начинается воспевание прудов в стихах, песнях и т. д. Многие произведения древнекитайских поэтов периода примерно с IV по XIII столетие н. э. содержали именно такие восторженные лирические или грустно-меланхолические упоминания о прудах.
Однако не столько из-за эстетических соображений, сколько из хозяйственно-экономической необходимости прудовое рыбоводство на протяжении многих последующих столетий продолжало развиваться. До наших дней дошло весьма ценное свидетельство французского миссионера в Китае Г. Дюгальда, опубликованное им в 1735 г. Оказывается, уже в средние века китайцы устанавливали на реке Янцзы заграждения, около которых скапливалось много оплодотворенной икры. Местные жители вычерпывали ее вместе с водой и разливали по небольшим глиняным сосудам. Сосуды эти далее шли в продажу — их покупали заезжие купцы и развозили на судах по реке в самые дальние провинции страны. Прибыв на место, содержимое сосудов выливали в пруды и с нетерпением ждали, какая рыба из икры выклюнется и вырастет. В другом случае икра помещалась в рисовые чеки, где были, как мы уже знаем, прекрасные условия для выращивания рыб. Таким образом, на протяжении тысяч лет на рисовых полях, в каналах, прудах, речных запрудах шла неустанная работа по разведению и выращиванию рыб, необходимых для хозяйственного употребления в качестве продукта питания. Отметим, что в наши дни это занятие получило еще большее развитие, однако рассказ о нем вышел бы за рамки темы данного повествования.
Особого разговора заслуживает история разведения золотой рыбки — по-видимому, первого объекта настоящего декоративного рыбоводства. Древнекитайские легенды по-разному объясняют происхождение этих рыбок. Согласно одной из них цзиюй — золотые рыбки — это ожившие в воде слезы прекрасной девушки Тао, покинутой своим возлюбленным. По другой легенде цзиюй — дочери небесного царя, превращенные им за непослушание в маленьких рыбок и бежавшие с небес на землю. По третьей — золотые рыбки были детьми Океана и некогда обитали где-то в его недрах, а в бурю оказались заброшенными в озера и пруды. С тех пор, задолго до нашей эры, они и населяют эти водоемы. По преданию, золотые рыбки были обнаружены там лишь приблизительно в X в. н. э. в водоемах Южного Китая. Их красоту оценили, начали подкармливать и ввели запрет на вылов этих рыбок из прудов. В те же времена императорские чиновники уже разводили в своих прудах золотых рыбок — это были красно-оранжевые и золотистые караси. Попадались они и в реках. В одной из книг, датируемой тысячным годом н. э., говорится о поимке этих рыб в речках недалеко от города Ханчжоу. По другим сведениям, золотые рыбки содержались тогда же и в помещениях храмов.
К концу XII в. золотые рыбки становятся постоянными жителями императорских дворцов. Здесь их разводят в бассейнах и прудах дворцовых садов. Любителем разведения этих рыбок был правивший в те годы император Чао-коу. Подражая ему, занялись аквариумистикой и многие представители высшей знати. На золотых рыбок, сообщают древние источники, пришла настоящая мода.
Продолжалась она, надо полагать, и в период завоевания Китая монголами. Посетивший в конце XIII в. Китай знаменитый путешественник Марко Поло рассказывает в своей «Книге о разнообразии мира» о рыборазведении в этот период. В столице страны Ханбалыке (так завоеватели-монголы называли Пекин) правил великий хан Хубилай. Он распорядился запустить множество рыб в большое озеро, расположенное в северо-западном углу города. Водилась там рыба столовая и декоративная. Озеро соединялось с рекой, выход в которую рыбам преграждали металлические сети.
Монгольское иго было сброшено в Китае в 1368 г., а уже в следующем, 1369, году новый император распорядился начать изготовление больших фарфоровых чанов специально для содержания декоративных рыб и растений. Эти чаны во дворцах знати и чиновников были настоящими, хотя и непрозрачными аквариумами.
На протяжении последующих 200 лет они, эти «чаны для золотых рыбок, украшенные парой драконов летящих в облаках», служили в средневековом Китае в качестве домашних аквариумов, приспособленных исключительно для разведения и содержания золотых рыбок. Император Ки Цинь, правивший в 1522—1566 гг., велел изготовить 300 таких чанов специально для придворной «аквариумистики». В императорском дворце, предполагают, были и золотые чаны-аквариумы. Они якобы стояли вдоль главной лестницы в виде сверкающих ваз с водой, в которой плескались золотые рыбки... Так это или нет, доказать невозможно, однако современные китайские ученые считают, что недорогие чаны-аквариумы с рыбками заводили рядовые граждане империи, а знать, включая императора, в XVI в. предпочитала заниматься разведением рыбок в роскошных и дорогих прудах.
В следующем, XVII, столетии золотые рыбки, как, впрочем, и упомянутые фарфоровые чаны, стали «экспортироваться» из Китая в Европу. Заканчивая рассказ о разведении золотых рыбок в Китае, подчеркнем, что и сегодня это искусство не забыто там. Например, в городе Лючжоу в одном из парков есть большой пруд, в котором и поныне разводят золотых рыбок, как и сотни лет назад.
Существуют, разумеется, и современные специализированные рыбоводные хозяйства, разводящие многих аквариумных рыб, прежде всего традиционных золотых рыбок. Одно из таких хозяйств, производящее вуалехвостов, находится в пекинском парке Пей-хай кунг-юань. И конечно же, только любовью китайцев к золотой рыбке можно объяснить тот факт, что даже одна из улиц современной столицы страны названа в ее честь — переулок Золотой Рыбки...
Вот мы уже и «нащупали» начало современной аквариумистики, ибо ясно, что золотые рыбки в Китае содержались и разводились исключительно для красоты.