Аквариумных декоративных рыб содержать в домашних условиях несложно, во всяком случае это доступно почти каждому начинающему любителю. По этой же причине их — тропических рыбок — предпочитают заводить в своих лабораторных аквариумах для опытов и ученые. Но при всех очевидных преимуществах использования этих рыб в научных экспериментах у них есть и недостатки с точки зрения «чистой науки».
Целью исследований ихтиологов в ряде случаев служит познание биологии, образа жизни, повадок рыб — обитателей наших отечественных вод, рек и морей. Широты наши, где располагаются все эти естественные водоемы, как известно, средние. Для них характерны определенные условия внешней среды — температура, течения, химизм воды и т. д. Рыбы — обитатели наших широт имеют многочисленные приспособления именно к таким условиям среды. Потому и живая модель, на которой отрабатываются экспериментальные методики ученых-ихтиологов, должна соответствовать данной задаче. Понятно, что для этого декоративные тропические рыбки, так радующие глаз в живописном аквариуме, оказываются малопригодными. Тут нужны другие модели — рыбы, обитающие в тех же водах, что и объекты исследований, а значит, и обладающие - это очень важно — аналогичными приспособлениями к условиям водной среды наших прохладных и быстротекущих водоемов.
Такое требование эксперимента вполне удовлетворяется поселением в многочисленные лабораторные аквариумы рыб некоторых местных видов, преимущественно мелких форм. Обычно это представители сорной ихтиофауны. Они менее прихотливы, чем настоящие промысловые виды, и легче переносят заключение в аквариум. Конечно, легче, надо понимать в относительном смысле, потому что и эти рыбы долго в домашних (лабораторных) условиях, увы, не живут, так как часто болеют и почти не растут. Обеспечить им нормальные условия существования в аквариуме очень трудно, особенно в городской квартире. Это удается сделать с большим или меньшим успехом лишь в научных лабораториях, где возможно создание регулируемых условий по температуре, кислородному режиму, очистке воды и т. д.
Для опытного аквариумиста решение такой сложной задачи представляет большой интерес. М. Д. Махлин и Л. П. Солоницына в книге «Аквариум в школе» (М., Просвещение, 1984) дают подробные советы о том, как завести и содержать в аквариуме рыб из местных водоемов: окуня, щиповку, вьюна, гольца, пескаря, линя и карася. Желающие попробовать себя на этом поприще могут обратиться к упомянутой книге, а мы расскажем о некоторых результатах подобных занятий, полученных в качестве «побочного продукта» деятельности ученых. Нижеследующий рассказ должен подтвердить тезис о том, что содержание в аквариуме местных сорных рыб может быть достаточно интересным.