Мы порой и сами не знаем, а, возможно, просто не задумываемся над тем, чем нас привлекает аквариум. Восхищает красотой подводного мира, радует глаз разнообразием форм и красок рыб и растений? Наверное, все это есть и действительно немало значит. Но главное, несомненно, в другом. Нас манит постоянно меняющаяся картина жизни обитателей аквариума, их поведение.
От многих любителей можно услышать рассказы о наблюдениях за поведением своих питомцев. Иногда бывают крайне интересные описания, ценные с точки зрения науки о поведении животных - этологии. Ведь аквариумные рыбы в этом отношении изучены очень слабо. Только немногие виды распространенных у аквариумистов рыб стали объектами специального исследования. Это золотые рыбки, трехиглые колюшки, отдельные виды лабиринтовых, цихлид, карповых, харациновых. До многих других у специалистов, что называется, пока "руки не дошли". Да к тому же этологов чаще интересует не поведение отдельного вида во всем его разнообразии, а более общие вопросы, например, закономерности стайного поведения рыб, их коммуникация, способности к научению и т.д.
Только аквариумисты-любители, имеющие возможность изо дня в день наблюдать за своими подопечными, знающие нередко каждую рыбу "в лицо", знакомые с индивидуальными особенностями рыб, могут при желании и определенной подготовке провести скрупулезные наблюдения, описать увиденное, пополнив таким образом нашу общую "копилку" знаний о поведении рыб.
А эта "копилка" способна вместить еще много интересного. Время от времени в литературе появляются факты, которые не просто дополняют наши представления о рыбах, но даже серьезно изменяют их. Взять хотя бы способность рыб к обучению. В течение многих лет, когда исследования велись с применением традиционных методик выработки условных реакций по Павлову, рыб считали весьма низкоорганизованными существами, не способными к выработке сложных поведенческих актов.
Более поздние исследования, проведенные с помощью различных новых методик, показали, что психика рыб явно недооценивалась. Еще до получения результатов экспериментов в строго контролируемых лабораторных условиях это почувствовали рыбаки, когда у них стали резко падать уловы в местах скопления рыб. Начали выяснять причину. Оказалось, что промысловые рыбы, обитающие в толще воды, научились различать по характеру шумов тип судна и при приближении траулера опускаются ниже уровня, на котором тянут трал; при прохождении же пассажирских и грузовых судов рыбы не меняют глубины, продолжая кормиться. Попав в трал или в другие сетные орудия лова, они стали вовремя распознавать опасность и уходить вперед, увеличивая скорость, а при лове в поверхностных слоях воды, уходить, "перекатываясь", перепрыгивая через верхнюю подбору орудия лова.
Наблюдая из подводного аппарата, перемещавшегося параллельно донному тралу, исследователи увидели, как при приближении нижней подборы трала рыбы не впадали в панику и не метались по сторонам, а быстро отыскивали на дне углубления и, образуя буквально многослойный "пирог", залегали в них, пропуская таким образом подбору трала над собой. Это происходило в районе, где регулярно ведется донное траление.
Исследования, проведенные специалистами-этологами Т.С.Лещевой и А.Ю.Жуйковым на рыбах разных видов, в том числе и на аквариумных, показали, что у них сильно развита способность к обучению. Оно основано на подражании другим особям, освоившим, к примеру, новый способ добывания пищи или ухода от опасности. Да и способностью к индивидуальному обучению рыбы не обижены. В экспериментах, чтобы получить корм, они освоили прыжок через преграду, научились вплывать и выплывать из бутылки, нажимать головой на рычаг, ложиться набок и протискиваться под низко расположенной перегородкой и т.п.
К.Прайор, написавшая удивительную книгу о дельфинах "Несущие ветер" (М., "Мир", 1981), упоминает о том, что в конкурсе на вакантное место дрессировщика дельфинов победил некий молодой человек, продемонстрировавший свои способности к дрессировке животных на рыбах. К примеру, гуппи у него ловко перескакивали через спичку, выпрыгивая довольно высоко из воды.
Подражание рыб друг другу, причем не только внутри вида, но и между видами, наблюдается и в любительском аквариуме. Можете даже воспользоваться этой способностью рыб в своих интересах.
Многие аквариумисты вынуждены давать рыбам сухие корма. Некоторые виды, прежде всего питающиеся в поверхностных слоях воды, легко переходят на такую кормежку. Другие, например, сомики, приучаются с трудом. Но если в одном аквариуме содержатся и те и другие, проблем, как правило, не возникает. Донные рыбы, видя, как питаются остальные, тоже начинают подниматься к поверхности и есть вместе со всеми. При обучении сомиков роль учителей успешно выполняют "живородки", например, гуппи.
Используя феномен подражания, можно быстро приучить рыб кормиться из подвешенной в толще воды стеклянной банки. Стайные рыбы, например, харациновые, как правило, сами не могут научиться заплывать в банку, чего не скажешь о гуппи, меченосцах, пецилиях. В поисках корма "живородки" обшаривают всякие укромные места, двигаясь по весьма замысловатым траекториям, и обычно начинают питаться из банки в тот же день, как их поместят в аквариум. Глядя на них, и другие рыбы, вначале тыкавшиеся бессмысленно в стеклянные стенки, тоже начинают заплывать в банку. Если харациновые содержатся отдельно, а вам хочется использовать этот удобный способ подачи корма (особенно трубочника) - подсадите к ним нескольких гуппи. И тогда вы сможете наблюдать, как быстро идет учеба, основанная на подражании.
Этими примерами мы хотели показать, как много интересного можно обнаружить в поведении рыб, их психике, если проводить целенаправленные наблюдения.
Разумеется, сначала нужно научиться замечать нюансы поведения своих питомцев и уметь толково описать увиденное. Здесь поможет опыт наблюдений за поведением других домашних питомцев - кошки, собаки, хомячка, а также знакомство с книгами и фильмами о поведении животных. От тех читателей, кого интересует поведение рыб, мы ждем писем с описанием наблюдений и проведенных опытов. Наиболее интересные материалы будут опубликованы.
Сегодня вашему вниманию предлагается заметка любителя из Санкт-Петербурга Д.Спиро о поведении попугайчиков (Pelvicachromis pulcher) в период нереста и выращивания мальков.
В качестве комментария заметим следующее. Автор, рассказывая о попугайчиках, интерпретирует их поведение как драку. На самом же деле это элемент брачного поведения - демонстрация "агрессии". О близком нересте свидетельствует поведение самки - вибрирующие движения брюшком, подмеченные автором. Не стоит считать, что наблюдавшаяся картина поведения - одна из многих копий какого-то единственного оригинала (автор, видимо, считает, что это именно так). Даже в таком, основанном на достаточно жесткой наследственной программе, поведении, каким является нерестовое и родительское, есть нюансы, зависящие от целого ряда обстоятельств. Это и конкретные условия, в которых находятся производители (объем и форма аквариума, его интерьер, количество и состав рыб-соседей и т.д.), и индивидуальные особенности их самих (уровень тревожности, агрессивность, возраст, условия развития, опыт, способность к обучению и пр.).
В 1973 году в журнале "Рыбоводство и рыболовство" была опубликована статья В. Потапова "Мои любимцы-попугайчики". Ниже, наряду с заметкой Д.Спиро, публикуется и этот материал. Сравните оба наблюдения. Различие в поведении обеих пар рыб совершенно очевидно.
Не удивимся, если, прочитав обе публикации, кто-то из читателей скажет: "А у моих попугайчиков было то-то и то-то иначе". Все верно. Так и должно быть. Ведь в процессе эволюции животные научились приспосабливаться не только к повторяющимся обстоятельствам и условиям, но и к ситуациям индивидуальным, в которые они попадают.