Все цвета радуги и самые необычные их сочетания - таков ярчайший спектр окраски меланотений - обитателей рек, ручьев и проточных озер Северной Австралии и Западного Ириана - Папуа-Новой Гвинеи. Ранние утренние часы совпадают с моментами наивысшей жизненной активности этих рыб. Их окраска в это время настолько ярка, что местные рыбаки дали им колоритное название, которое можно перевести на русский язык, как "дети утреннего солнца".
Любители декоративных рыб вполне согласны с таким названием, так как имеют возможность наблюдать это в своих домашних аквариумах каждый день. Утро для радужниц - самое подходящее время для демонстрации красоты, которой их наградила природа. Спустя несколько часов после рассвета (включения освещения) окраска становится менее яркой, хотя и остается очень красивой. Однако для некоторых видов рода Chilatherina утренняя окраска настолько отличается от обычной. что рыб трудно узнать.
Значительные расстояния, неудобства и проблемы транспортировки этих нежных существ, населяющих ничем не загрязненные, прозрачные воды, до последнего времени существенно ограничивали возможности исследователей и аквариумистов. Получать рыб из естественных водоемов оказалось под силу лишь единичным экспедициям.
К счастью, природная красота радужниц, их дружелюбный характер и относительная простота размножения заинтересовали специалистов аквариумной индустрии всего мира и в настоящее время многие виды нашли своего разводчика. Появились международные и национальные ассоциации любителей радужных рыб в Европе. Америке и Австралии. В нашей стране появление многоцветного разнообразия меланотений сдерживалось двумя факторами. Прежде всего очень высокими по сравнению с традиционными объектами аквариумного импорта ценами на рыб. Во-вторых, молодь выглядит невзрачно, поэтому продать серебристых мальков довольно трудно.
Полного расцвета окраска некоторых видов достигает лишь к 12-14 месяцам, а выращивать рыб до такого возраста не под силу (да и негде!) подавляющему большинству наших разводчиков. Кроме того, как уже упоминалось выше, рыб сложно транспортировать - они подвержены шоку из-за резкой перемены условий и не выносят большой плотности посадки.
Начиная с середины семидесятых годов благодаря усилиям сотрудника Музея Западной Австралии доктора Джералда Р. Аллена было открыто и впоследствии описано множество новых видов радужниц, и до настоящего времени он считается ведущим авторитетом по семейству Melanotaeniidae.
Регулярно просматривая периодику и справочную литературу, любителю чаще всего приходится видеть одни и те же фотографии, большинство из которых, мягко говоря, не впечатляют: серебристые, очень похожие друг на друга рыбки с темной продольной полосой... Где же радуга? Где яркость, о которой пишут в текстах?
Пробую фотографировать сам, но с налету получается плохо - цвета и оттенки блекнут. Рыбы пугаются ламп-вспышек, мгновенно меняют окраску, а самое главное, даже лучшая профессиональная фотопленка и оптика не передают всего диапазона яркости флюоресцирующих красок, особенно в части фиолетового, бирюзового и синего цветов. Такова одна из причин невзрачного вида рыб на фотографиях. Видимо, придется серьезно поработать над техникой съемки - уж очень привлекателен объект!
В России начиная с середины пятидесятых годов встречались 15-18 видов и подвидов радужниц и близких видов рыб родственных семейств. Казалось. что некоторые из них пропали совсем, но встречи с аквариумистами различных регионов позволили выяснить, что в настоящее время общими усилиями можно попытаться восстановить былое разнообразие.
В рамках уже известной читателям журнала международной программы "WCTAB" планируется создать группу по поддержанию разноообразия радужниц и близких им родов.
Надеемся, что читатели журнала "Аквариум" своими сообщениями о размножении этих рыб окажут посильную поддержку становлению новой группы WCTAB.
Радужницы - рыбы стайные и спокойные, растений не трогают, а потому пригодны для заселения любого аквариума.
Никакой подготовки воды при их содержании и размножении осуществлять не нужно. Важно лишь, чтобы она была прозрачной и лишенной аммиака и нитритов.
Поскольку радужницы предпочитают воду со сдвигом рН в щелочную сторону, их можно совмещать с эндемиками Великих Африканских озер.
Речь идет, естественно, о цихлидах с покладистым характером. Впрочем, мой опыт совместного содержания крупных меланотений с такими агрессивными танганьикцами, как Lamprologus tetracanthus, говорит о том, что и такой альянс вполне возможен.
Радужницы многих видов уже давно обосновались в коллекциях аквариумистов, другие пока еще не известны широкому кругу любителей природы.
Взять, к примеру, золотую меланотению (Melanotaenia herbertaxelrodi Allen, 1981), появившуюся у американских любителей в конце 70-х и лишь несколько лет спустя получившую свое научное название в честь доктора Герберта Аксельрода.
Кстати, подобные казусы, когда с рыбой сначала имеют дело любители, а лишь потом специалисты, нередки в истории аквариумистики.
В природе рыбы встречаются в бассейне высокогорного озера Тебера, расположенного в южной части Папуа-Новой Гвинеи. Вода здесь довольно прохладная (20-26"С), но, как показал опыт, рыбы без ущерба для себя выдерживают и 28"С. В природе они не вырастают более 9 см, а что будет в условиях аквариума - покажет будущее.
Изначально М.herbertaxelrodi выбирались и заказывались в Сингапуре известным московским ландшафтным дизайнером и аквариумистом В.Колесником только с целью пополнения своей коллекции радужниц.
Это и понятно - любой коллекционер стремится обеспечить наиболее полное собрание объектов своего интереса независимо от их внешнего вида. И действительно, никакой особой красоты этих рыб на фотографиях в немецких и американских книгах и каталогах отмечено не было - золотистая рыбка с голубоватой продольной полосой.
Как уже отмечалось выше, окраска молоди радужниц довольно блеклая и невзрачная. Поэтому, когда в посылке с радужницами других видов оказалось 6 пакетов с очень похожими друг на друга мальками, можно было лишь весьма приблизительно определить, кто из них кто.
По прошествии месячного карантина картина заметно изменилась мальки подросли и стали окрашиваться, и вот тогда стало ясно, что в российские аквариумы попала одна из красивейших радужниц.
Золотисто-серый фон перепуганных сменой воды, лекарствами и стрессами длительной транпортировки мальков постепенно стал другим, но сказать что-либо определенное о цвете было невозможно - рыбы становились то темно-коричневыми, почти черными, то бледно-фиолетовыми, то зеленоватыми. Кроме того, они заметно выросли в высоту и по форме тела больше напоминали глоссолеписов.
Прошло еще полтора-два месяца, и некоторые самцы постепенно, поначалу ненадолго, стали набирать окраску. Она оказалась совершенно потрясающей.
Основной фон тела и плавников стал огненно-оранжевым с продольными рядами ярко-зеленых чешуи, которые при определенных углах переднего освещения давали голубовато-фиолетовый отсвет.
В лучах утреннего солнца голова и передняя часть спины активных самцов буквально горят ярким светом неоновой рекламы, меняющей свой цвет от ярко-зеленого до столь же ярких золотого и фиолетово-лилового.
В моменты схваток с другими самцами тело "агрессоров" почти полностью чернеет и лишь плавники неизменно остаются оранжевыми. Отдельные золотые чешуйки на боках, сверкающие в отраженном свете, выглядят на черном фоне как разложенные на бархате драгоценные камни. В эти моменты становятся заметны фиолетово-голубые оторочки грудных плавников. Такую изменчивость окраски мне приходилось ранее видеть только у морских обитателей. Эта чернота в мгновение ока может превратиться в очень широкую. захватывающую более трети тела продольную черную с бирюзовым отблеском полосу.
Самки окрашены по-другому, но не менее красивы. В зависимости от настроения они могут выглядеть зелеными с фиолетовым налетом или песочно-золотыми с голубым блеском. Кажется, что в аквариуме плавают рыбы нескольких видов.
Рыбы довольно нежные, любят сильное течение. создаваемое насосом фильтра, и при испуге или резкой подмене воды часто темнеют, собираются в плотную стаю вблизи дна в самом темном месте аквариума. Обычно это происходит в первые дни, пока они не привыкли к новым условиям. Лекарства, применяемые в процессе карантинных процедур, переносят неплохо, тем не менее оптимальную дозу профилактических растворов желательно разбить на 3 части и. наблюдая за состоянием рыб, вводить постепенно в течение 4-5 часов.
В случае появления симптомов стресса следует подменить половину объема на чистую воду того же состава, температуры и рН, а препараты вносить еще более осторожно.
При содержании в аквариуме среднего размера стаи из 15-20 золотых меланотений икрометания происходят в ранние утренние часы практически ежедневно.
Стройная меланотения (Melanotaenia gracilis Alien, 1978) обитает на севере Западной Австралии. Первоначально описанные особи были пойманы в бассейне реки Драйсдэйл. Эти радужницы относятся к мелким видам и не вырастают более 7,5 см (самки мельче - до 6 см).
В России рыбы впервые появились одновременно с предыдущим видом в октябре 2000 года. В раннем возрасте мальки почти неотличимы от радужниц других видов: серебристые с легкой позолотой и темной горизонтальной лентой.С возрастом самцы одеваются в красивый желто-оранжевый наряд с продольной темной с голубоватым отливом полосой.
У лидеров эта полоска практически растворяется в желтоватом фоне, а взамен нее появляется яркая сине-голубая линия в виде гребня, проходящего от верхней губы и далее по голове с заходом на первый спинной плавник. Особенно хорошо она видна в моменты нерестовых игр в утренние часы.
Самки окрашены скромнее, но не настолько, чтобы утратить привлекательность. Рыбы еще недостаточно приучены к аквариуму: очень пугаются при отлове и пересадках. При этом у некоторых особей наблюдаются судороги, что ведет к искривлению тела в разных плоскостях. К счастью, большинство таких частично парализованных рыб через день-два возвращаются в норму без особых последствий для здоровья. Тем не менее мучить М.gracilis частыми пересадками и погонями с сачком не следует.
В аквариуме стая этих меланотений прекрасно уживается с любыми неагрессивными рыбами. Их вполне можно содержать вместе с мелкими юлидохромисами, лампрологусами и даже среднего размера расборами. Однако в этом случае икра М.gracilis (как, впрочем, и любых других видов радужниц) будет съедена соседями и для размножения их лучше будет поместить в отдельную емкость.