Водные и болотные растения в естественной среде обитания


Стрелолист Sagittaria guayanensis
является чисто водным растением,
но в аквариуме не культивируется
(естественная среда обитания — Мексика).
Сейчас все больше возрастает интерес к аквариумным растениям в естественной среде обитания. Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой называется экологией. Задача экологии — научиться понимать и анализировать все факторы и функции, существующие в естественных биотопах и живых сообществах. Если среда обитания отечественных болотных и водных растений в прошлом нередко служила объектом исследования и была обстоятельно изучена, то наши знания о сообществах и естественной среде обитания тропических болотных и водных растений весьма неполны. Детальные экологические данные ареала каждого отдельного аквариумного растения, например, на основе анализа воды, грунта, скорости течения воды и освещенности, крайне скудны или отсутствуют полностью. К этому следует добавить, что имеющиеся в литературе по аквариумистике немногочисленные данные весьма приблизительны и не дают точного представления об экологии тропических водных и болотных растений. Иногда даже оспаривается смысл исследований биотопов. Такие взгляды вредят будущему аквариумистики, задачей которой является изучение живых существ, обитающих в аквариуме. При исследовании тропических болотных и водных растений очевидно, что их экология многослойна и взаимосвязи очень сложны. Следует учесть, что до сего времени в аквариумах культивировалась только малая часть существующих болотных и водных растений. Причины следует искать в незнании жизнедеятельности этих растений. Стремлением исследования двигало исключительно желание расширить знания об образе жизни и потребностях видов, чтобы избежать ошибок культивирования. Поэтому для понимания экологии важны общие и специальные представления об экосистемах, позволяющие дифференцировано подходить к каждому отдельному виду. Исследуя естественные биотопы, можно многому научиться. Любой научный анализ дает новые познания о жизни водных и болотных растений, жизненных потребностях отдельных видов. Из этих познаний необходимо сложить общую картину о жизни растений.